Никакие человеческие жертвы не приведут к закрытию шахт. Единственный рецепт выздоровления отрасли - рост добычи метана, борьба с коррупцией и либерализация цен, пишет в новом номере еженедельный журнал Корреспондент.
Трагедия в Донбассе обострила дискуссию по поводу цены черного золота. Причем речь идет не столько о коммерческой цене угля, сколько о цене жизни.
Украина рвется в мировые лидеры по числу жертв шахтеров. В среднем, ежегодно в стране гибнет 250 шахтеров. Хуже дела обстоят лишь в Китае.
В Поднебесной каждый год уносит жизни до 5 тыс. горняков. Однако по объемам добычи на одну жизнь - украинские шахты уже обогнали китайские: один украинец гибнет за каждые 320 тыс. тонн угля, в то время как в Китае каждые 400 тыс. тонн черного золота уносят одну жизнь.
Сейчас в Украине в стадии закрытия 140 шахт. Волынец такую активность чиновников объясняет простым словом "воровство". Дело в том, что на закрытие шахты выделяется от $ 140 млн. "Это самый легкий способ воровства денег из бюджета, - уверяет он. - Деньги, которые были предусмотрены на реструктуризацию предприятия и создание рабочих мест в основном разворованы".
Украинский уголь самый дешевый в мире. Его тонна сейчас продается за $ 70. Поляки умудряются сбывать свою породу за $ 110. Ручное регулирование цен отечественным монополистом Вугілля України - это рудимент старой эпохи.
Волынец видит во всем этом инструмент коррупции. Особенно, когда речь заходит о коксующем угле, который используют в металлургии. "Цены монопольно устанавливают магнаты, работающие на рынке металла, - говорит профсоюзный лидер, - они же контролируют правительство и парламент".
Как связана между собой низкая цена угля и безопасность шахтеров, что есть и что делать, читайте в новом номере журнала Корреспондент от 24 ноября 2007 года.
Корреспондент.net