Русская служба Би-би-си,
7 июня 2012, 19:22
Поправки в закон о митингах и шествиях, принятые обеими палатами парламента и предусматривающие огромные штрафы за нарушения на митингах, идут вразрез с базовыми принципами формирования областей права, считают независимые эксперты-правоведы.
Они обращают внимание на то, что денежные взыскания, которым по новому закону могут быть подвергнуты участники митингов, в среднем даже выше, чем те, которыми облагаются лица, совершившие серьёзные преступления - например, кражу, мошенничество или угон автомобиля.
"Нарушаются принципы формирования областей права. В административном праве речь идёт о незначительных правонарушениях, соответственно, там никогда не предусматривались какие-то очень жёсткие санкции", - недоумевает член Совета по правам человека при президенте, председатель независимого экспертно-правового совета Мара Полякова.
"Для чего понадобились такие кошмарные, драконовские меры - невозможно дать ответ с правовой точки зрения, я думаю, здесь политическая подоплёка. Абсолютно неадекватный подход, и я сомневаюсь, что это объясняется дремучестью наших депутатов", - говорит эксперт.
Юристы задаются вопросом, насколько законопроект в своем нынешнем виде соответствует конституционным принципам, и отмечают нереалистичность запрашиваемых сумм штрафа для России.
"Законопроект противоречит основам конституционного строя, базовым гарантиям, которые закреплены в Конституции. Ведь это не просто изменения в КоАП, это изменения некоторых концептуальных подходов. Любая санкция должна быть реалистично исполнимой, особенно если это штраф. А в новом законе размеры санкций таковы, что они неисполнимы исходя из уровней доходов в России", - считает кандидат юридических наук, сотрудник независимого экспертно-правового совета Сергей Насонов, проводивший экспертизу законопроекта.
"Парадокс, но штрафы, предусмотренные уголовным кодексом за преступления - хочу подчеркнуть, за преступления, которые радикально отличаются от административных правонарушений, - на порядок ниже. Получается, что лицо, совершившее преступление и подвергнутое наказанию, несёт ответственность значительно меньшую, нежели тот, кто совершил административное правонарушение. Это ещё одно нарушение базовых принципов санкций в российском праве. Ну не может быть такого, чтобы административное наказание было более строгим, чем уголовное", - удивляется эксперт.
"В итоге это повлечёт цепочку негативных последствий для гражданина - начиная от принудительного исполнения судебного решения и заканчивая возможной уголовной ответственностью за его неисполнение. Изначально создаётся такая ситуация, что лицо будет бесконечно преследоваться за одно и то же правонарушение".
Юристы сетуют на размытость формулировок законопроекта и предвидят, в случае если свою подпись под законом поставит президент Владимир Путин, развитие двух тенденций в российской юридической практике, а впоследствии и в законодательстве.
По словам экспертов, российские власти могут в дальнейшем пойти по пути ужесточения наказания и за другие административные нарушения.
"Первая - совершенно однозначно, это повлечёт избирательность применения нового закона, о чём мы писали в своём экспертном заключении. Сами диспозиции и определения, изложенные применительно к новому составу административного правонарушения "массовое нахождение людей в одном и том же месте либо передвижение без цели публичного мероприятия" - настолько размытые элементы этого состава, что позволяют применять закон выборочно. К кому-то захотели - применили, к кому-то не захотели - не применили", - говорит Насонов.
Странная ситуация может сложиться в случае вступления в силу закона о митингах и с самим Кодексом об административных нарушениях: на фоне предусмотренных санкций для митингующих штрафы, например, за содержание притонов, вовлечение несовершеннолетних в пьянство или нарушения на выборах выглядят просто смехотворными.
"Вторая тенденция - я думаю, что автоматически через какое-то время, возможно, не сразу, это повлечёт ужесточение наказания за другие административные правонарушения, потому что, видимо, государство может постараться этот диссонанс, этот разрыв между санкциями каким-то образом минимизировать".
"К чему это приведёт - думаю, понятно. Административная процедура вызывает массу нареканий, там столько пробелов и настолько низко гарантированы права человека, привлекаемого к административной ответственности, что за этим последуют массовые нарушения прав человека".
Источник: Русская служба Би-би-си