Фото: АР
Российские правозащитники считают, что власти хотят их разъединить
Власти в России пользуются принципом "разделяй и властвуй" по отношению к гражданскому обществу, чтобы ослабить его, уверены правозащитники. Они считают, что от давления руководства страны их спасет лишь солидарность, пишет DW.
Российские правозащитники видят угрозу раскола гражданского общества в России в результате недавней законотворческой деятельности властей, прежде всего закона об "иностранных агентах". Состояние российского гражданского общества было одной из тем общего собрания Гражданского форума ЕС - Россия, проходящего в Санкт-Петербурге 9 - 10 октября.
Переиграть законопослушностью
На третьей по счету встрече много говорилось о том, что в настоящий момент в России наблюдается повышенная гражданская активность. Однако одновременно с ней усилились и тенденции сокращения свобод для этой активности, отметила руководитель немецкой общественной организации "Европейский обмен" Штефани Шиффер (Stefanie Schiffer).
"У нас не черно-белая, а разноцветная картинка. Потенциал и разнообразие гражданских практик увеличиваются: хождение по бульварам, уличные университеты, "партизанские" вылазки по уборке города", - перечислила директор пермского Центра гражданского анализа и независимых исследований (ГРАНИ) Светлана Маковецкая. Рассерженные горожане, не добившись своими акциями прямого влияния на власть, продолжают что-то предпринимать и, по ее убеждению, должны "навязать свою повестку дня", переиграв государство законопослушностью. "Мы должны стать намного более ответственными и прозрачными, чем от нас требует государство, и перестать изображать из себя жертв", - считает Маковецкая.
Все по закону правящего тандема
Но сделать это будет непросто, согласились участники форума, особенно в условиях, когда в России начинают разграничивать два вида правозащитной деятельности - поддерживаемую государством и неудобную, преследуемую им. "Защищать права ветеранов у нас неопасно. А защищать права избирателей - опасно. Государство делает различие между нашими организациями", - считает сотрудник Экологического правозащитного центра "Беллона" Наталья Евдокимова. Власти, по ее словам, создают преграды для того, чтобы НКО не могли проявить внутрицеховую солидарность. "Уже есть разделение на "иностранных агентов" и остальных. Логика такая: если вы социально-ориентированные, то вам можно помогать, вы защищаете "правильные" права", - прокомментировала Евдокимова.
Более всего осложняет ситуацию, по ее словам, то, что государство активно прописывает новые нормы работы для правозащитников, сомнительные, как они считают, с точки зрения Конституции России. "Кто у нас во главе? Два юриста. Они идут путем изменения законодательства. И в случае чего говорят: мы все делаем в рамках закона", - отмечает Евдокимова. Но законопослушание, в случае если законы противоречат Конституции, - уже соучастие в ее нарушении, возразил ей Борис Пустынцев, председатель петербургской организации "Гражданский контроль". Светлана Маковецкая же из ГРАНИ заявила, что в этом случае государственные законы следует считать лишь издержками в работе. "Лучше я закрою организацию, но "иностранным агентом" не буду. Однако это не означает, что я прекращу правозащитную деятельность", - сказала она.
Раскол внутри, изоляция - снаружи
Не менее чувствительная линия раздела проходит там, где российские некоммерческие организации ведут сотрудничество с зарубежными коллегами. Причем, если европейские партнеры, кажется, пока еще не до конца осознали, насколько сложной станет работа с российскими НКО после вступления в силу закона об "иностранных агентах", то российские правозащитники буквально живут в ожидании, кто же первый от него пострадает.
Уже подписанный президентом России Владимиром Путиным документ вступит в силу 21 ноября 2012 года. "Нам довольно прозрачно намекают: да не связывайтесь вы с иностранцами. Переходите на защиту ветеранов, и все будет хорошо", - говорит Наталья Евдокимова из правозащитного центра "Беллона".
Многие российские НКО, потерявшие источники финансирования в результате ухода из страны американской организации USAID, не рассчитывают на компенсацию потерь из российских источников. Остается надеяться только на то, что новый закон позволит довольно широкую трактовку понятия "социально-ориентированные НКО", которые собирается поддерживать российское государство, пояснила Елена Шахова из общественной правозащитной организации "Гражданский контроль". "В законе сказано, что такие НКО могут защищать права человека и гражданские права. Так что возможно, что ничто не помешает нам получить деньги от собственного государства на работу своих собственных агентов”, - поиронизировала Елена Шахова.