Фото: АР
Дмитрий Медведев поддержал грузинские области в стремлении к независимости
Британская газета Financial Times опубликовала сегодня статью президента России Дмитрия Медведева, в которой он обвиняет Грузию в намерениях раздавить осетин и абхазов, а Запад - в разжигании в них надежды на свободу.
Во вторник Россия признала независимость территорий Южная Осетия и Абхазия. Этот шаг не был предпринят с легкостью, без всестороннего анализа возможных последствий. Но все варианты исхода событий пришлось соизмерять с трезвым пониманием ситуации - с историей абхазского и осетинского народов, самостоятельно выражаемым ими стремлением к независимости, трагическими событиями минувших недель и прецедентами, созданными для такого шага в мире.
Не все народы планеты имеют собственные национальные государства. Многие благополучно живут на территориях, которые делят с другими народами. Российская Федерация - образец преимущественно гармоничного существования многих десятков народов и народностей. Но некоторые народы находят невозможной жизнь под опекой другого народа. Отношения между народами, живущими "под одним кровом", необходимо регулировать с крайней деликатностью.
После краха коммунистического режима Россия смирилась с "утратой" 14 бывших республик СССР, которые сделались полноправными государствами, хотя примерно 25 млн русских застряли в странах, больше не являвшихся для них своими. Некоторые из этих государств были неспособны обращаться со своими собственными национальными меньшинствами с почтением, которого те заслуживали. Грузия незамедлительно лишила свои "автономные области" - Абхазию и Южную Осетию - их автономии.
Грузия, только что обретшая независимость, развязала жестокую войну против народов, составляющих национальные меньшинства на ее территории, изгнав тысячи людей из их домов и посеяв семена раздора, которые не могли не прорасти.
Можете ли вы вообразить, каково пришлось абхазскому народу, когда тбилисское правительство закрыло его университет в Сухуми на тех основаниях, что у абхазов якобы нет настоящего языка и культуры, а следовательно, и нужды в своем университете? Грузия, только что обретшая независимость, развязала жестокую войну против народов, составляющих национальные меньшинства на ее территории, изгнав тысячи людей из их домов и посеяв семена раздора, которые не могли не прорасти. То были пороховые бочки прямо у границы России, и российские миротворцы старались предотвратить их взрыв.
Но Запад, игнорируя щекотливость ситуации, невольно (или хитроумно) разжигал в жителях Южной Осетии и Абхазии надежды на свободу. Запад принял с распростертыми объятиями президента Грузии Михаила Саакашвили, который начал свою деятельность с подавления автономии еще одной области, Аджарии, и не скрывал своих намерений раздавить осетин и абхазов.
Тем временем, игнорируя предостережения России, западные страны поспешили признать незаконное провозглашение независимости Косово от Сербии. Мы постоянно уверяли, что после этого станет невозможно говорить абхазам и осетинам (а также десяткам других этносов по всему миру), что им не подходит то, что подходит косовским албанцам. В международных отношениях нельзя иметь одно правило для некоторых и другое - для других.
Видя угрожающие симптомы, мы упорно пытались убедить грузинскую сторону подписать с осетинами и абхазами соглашение о неприменении силы. Саакашвили отказался. Почему, мы узнали в ночь с 7 на 8 августа.
Неужели он полагал, что Россия будет стоять в стороне, ничего не делая, когда он обрушит полномасштабную атаку на спящий город Цхинвали, убив сотни мирных жителей, которые в большинстве своем являлись российскими гражданами?
Только безумец мог бы таким образом пойти ва-банк. Неужели он полагал, что Россия будет стоять в стороне, ничего не делая, когда он обрушит полномасштабную атаку на спящий город Цхинвали, убив сотни мирных жителей, которые в большинстве своем являлись российскими гражданами? Неужели он думал, что Россия будет стоять в стороне, когда его "миротворческие" силы стреляют по своим российским товарищам, вместе с которыми им полагалось предотвращать беспорядки в Южной Осетии?
Россия не имела другого выбора, кроме как отразить нападение для спасения человеческих жизней. Эта война - не наш выбор. Мы не притязаем на территорию Грузии. Наши войска вошли в Грузию, чтобы уничтожить базы, с которых производилось нападение, а затем ушли. Мы восстановили мир, но не смогли развеять страхи и надежды народов Южной Осетии и Абхазии - только не тогда, когда Саакашвили продолжает (при участии и поощрении со стороны США и некоторых других государств-членов НАТО) заявлять, что перевооружит свои силы и вновь предъявит права на "грузинскую территорию". Президенты обеих республик обратились к России с просьбой признать их независимость.
Мне предстояло принять трудное решение. Приняв во внимание свободно выраженную волю осетинского и абхазского народов, а также основываясь на принципах Устава ООН и других установлений международного права, я подписал указ, гласящий, что Российская Федерация признает независимость Южной Осетии и Абхазии. Я искренне надеюсь, что у грузинского народа, к которому мы традиционно питаем дружеские чувства и сопереживаем ему, когда-нибудь появятся лидеры, достойные его, лидеры, которые пекутся о своей стране и развивают взаимоуважительные отношения со всеми народами Кавказа. Россия готова поддержать движение к такой цели.
Оригинал: Why I had to recognise Georgia’s breakaway regions
Перевод ИноПресса