Исследование: Растениям сложно размножаться в условиях невесомости

Корреспондент.net,  14 марта 2013, 23:27
Исследование: Растениям сложно размножаться в условиях невесомости
Фото: АР
Невесомость мешает растениям размножаться

Отсутствие гравитации мешает нормальному росту и функционированию пыльцевых трубок растений, по который мигрируют мужские половые клетки, пишет PLoS One.

По словам Ани Гайтман из Монреальского университета, микрогравитация и ее полное отсутствие существенно усложняет размножение растений.

"Как и в случае с человеческим сексом, мужские половые клетки доставляются к цели при помощи цилиндрического канала. В отличие от органов животных, пыльцевая трубка растений состоит из одной единственной клетки, которая помогает двум половым клеткам достичь цели. Мы выяснили, что микрогравитация мешает росту оболочки этой клетки, из-за чего гаметы не могут соединиться", отметила Гайтман.

В ходе эксперимента ученые проследили за ростом пыльцевых зерен в условиях микрогравитации и сверхвысокой гравитации. Частички пыльцы поместили в центрифугу, раскрутили ее и наблюдали за ростом пыльцевой трубки при помощи микроскопа и видеокамеры внутри "комнаты невесомости".

Проведенное учеными исследование выявило, что частицы пыльцы не смогли нормально "прорасти" - форма трубок и другие их свойства были неправильными.

Более того, ни одно из пыльцевых зерен не смогло бы успешно оплодотворить женские гаметы внутри настоящих пестиков. Заинтересовавшись данной аномалией, биологи подготовили серию микрофотографий клетки-трубки, сравнивая их со снимками прорастающей пыльцы в нормальных условиях.

Как выяснилось, микрогравитация мешала нормальному перемещению цитоплазмы в таких клетках, что отображалось на росте клеточной стенки пыльцевой трубки.

Ученые отмечают, что подобные осложнения могут возникнуть и в нейронах человека, которые используют цитоплазму для передачи сигналов.

Исследователи подчеркивают, что их выводы доказывают острую необходимость проверить, как долговременное пребывание в условиях микрогравитации может повлиять на психику человека.

Отметим, что в минувшем году европейские биологи заявили, что невесомость может негативно отражаться на нормальной работе генов.