Корреспондент.net,
27 февраля 2009, 11:49
Фото: Корреспондент
Набравшись опыта за рубежом, украинские ученые возвращаются в родные лаборатории
Поработав в Европе и Штатах, все больше украинских ученых возвращается домой. В то же время, молодые кадры не рвутся за границу. В Украине сейчас научные работники могут рассчитывать на приличные доходы, творческую свободу и нормальную жизнь.
Физики, математики, химики и прочие специалисты в области точных и технических наук из Украины высоко ценятся во всем мире. При этом уже четвертый год в Национальной академии наук Украины (НАНУ) фиксируют удивительную тенденцию - если раньше на постоянную работу в зарубежных вузах и научных центрах уезжало по 70-80 человек в год, то сейчас таких и десятка не наберется. Зато, вопреки скромному финансированию на родине, все больше уже состоявшихся ученых - выходцев из Украины, поработав за рубежом, возвращаются домой, пишет Корреспондент.
Сами ученые, поработавшие за границей, рассказывают, что зарплата там больше, однако ее подчистую съедают астрономические цены на предметы и услуги первой необходимости, аренда жилья, налоги, страховка. "Там же денег вроде много, но люди, как и у нас, живут от зарплаты до зарплаты", - отмечает химик Олег Лукин, который всего месяц как вернулся домой, в Украину, после 12-летних скитаний по миру.
"Получить постоянную позицию в академической среде за рубежом для выходцев из стран третьего мира - а Украину такой и считают - практически невозможно. Контракт годовой, каждый раз продлевался, никакой уверенности в завтрашнем дне", - рассказывает украинский химик об условиях работы за рубежом.
Другой ученый, химик-органик Дмитрий Ковальский, вернулся в Украину из Голландии, набравшись опыта и связей. "Наши коллабораторы (американцы) предложили куда бить, т.е. мишень, а мы нашли чем бить - ингибитор. В нашей стратегии мы выбрали клеточный белок-мишень, который не мутирует так как вирусные, и поэтому надеемся на лучшие показатели, нежели сегодняшние препараты. На основании данной работы мы уже получили грант на
дальнейшие исследования", - рассказал он Корреспонденту.
В свою очередь, Максим Стриха, заместитель главы Министерства науки и образования, также отмечает, что все больше ученых остаются в Украине или возвращаются сюда, но заслуги отечественных чиновников в этом не видит. "В прошлом году нам впервые удалось потратить 200 млн грн. на новое оборудование. Да, зарплаты ученых росли быстрее, чем в промышленном секторе, но это около $ 500", - описывает он скромные заслуги госфункционеров. На науку украинское государство тратит всего около $ 1 млрд. Для сравнения, один бюджет Гарвардского университета - $ 37 млрд, отмечает издание.
В этом году на все государственные программы в области науки нашлось всего 22 млн грн. На эти деньги собираются и закупать оборудование в научные центры университетов, и финансировать исследования в области биотехнологий, инженерии, энергосбережения и информатики, да еще и исследовать остров Змеиный в придачу. То есть на практике денег ни на один из проектов не хватит. "Финансирование украинской науки в этом году опять-таки урезали на 35%", - горюет замминистра.
Об успехах украинских ученых в работе с CERN над Большим адронным коллайдером, влиянии кризиса на поток научных кадров и перспективах украинской науки читайте в №7 журнала Корреспондент от 27 февраля 2009 года.