UA
 

Корреспондент: Мнение. Президент сдал карты

Корреспондент.net,  21 ноября 2014, 15:24
71
20079
Корреспондент: Мнение. Президент сдал карты
Фото: АР
Как собираются осуществлять социальные выплаты на захваченных сепаратистами территориях, пока непонятно

Отчего, имея в рукаве такие козыри, как экономические рычаги, с самого начала решение конфликта искали в военной плоскости.

Вечером во вторник из-за артиллерийского обстрела пострадала Верхне-Кальмиусская фильтровальная станция, в результате чего Донецк опять остался без воды, пишет донецкий журналист Рамиль Замдыханов в колонке, опубликованной в №46 журнала Корреспондент от 21 ноября 2014 года.

Такое уже случалось летом, но тогда подобная авария не грозила отключением отопления. Казалось бы, в холодное время года именно это должно было стать темной номер один в Донецке. Но город обсуждает совсем другое.

Последние события в ходе противостояния Киева с мятежными регионами говорят о том, что украинские власти решили перейти в очередное наступление, но теперь уже на экономическом фронте. Небывалый общественный резонанс вызвали шаги украинского правительства, которые делают практически невозможным легальное получение пенсий на территориях, где проходит АТО.

Глава государства предписал Нацбанку страны в месячный срок разработать меры, которые фактически заблокируют расчётные и банковские счета физических и юридических лиц, что были выданы или зарегистрированы на территории Донецкой и Луганской областей

Но не успело население, проживающее в «республиках», опомниться от атаки на пенсионеров, как Президент Украины анонсировал новые меры по блокаде экономики региона — теперь уже на банковском уровне. Глава государства предписал Нацбанку страны в месячный срок разработать меры, которые фактически заблокируют расчётные и банковские счета физических и юридических лиц, что были выданы или зарегистрированы на территории Донецкой и Луганской областей. Ко всему прочему это приведет к блокированию банковских карт, единственного оставшегося канала, через который большинство населения в регионах имеет сейчас возможность получать финансовые поступления — заработные платы, пенсии, переводы.

Реальное толкование этого поручения станет понятным только после того, как Нацбанк отреагирует на документ за подписью Президента, но уже сейчас ясно, что последствия от этих нововведений затмят собой меры по «удушению» донецких пенсионеров.

Своим указом Президент Украины всё же сумел совершить рейд в глубокий тыл противника, застав его там совершенно врасплох

Судя по отсутствию быстрой реакции со стороны руководства ДНР и ЛНР, можно предположить, что своим указом Президент Украины всё же сумел совершить рейд в глубокий тыл противника, застав его там совершенно врасплох. С лета сосредоточившись на военном противостоянии, экономические вопросы в «республиках» не воспринимали всерьёз, рассматривая их как второстепенные.

Об этом, например, свидетельствует заявление тогдашнего «премьер-министра ДНР» Александра Бородая, которое он сделал ещё 17 июля. В нём он объявил о введении налоговых каникул для бизнеса аж до конца военных действий. Бизнес, впрочем, отнесся к таким поблажкам скептически и продолжал платить налоги по привычке в Киев, что сегодня, кстати, является одним из основных аргументов в пользу того, что донецким пенсионерам всё же положены социальные выплаты.

Решение о «налоговых каникулах» было откорректировано несколько позже, в результате чего сегодня самопровозглашённая республика всё-таки имеет бюджет и даже расширяет собственную налогооблагаемую базу, состоящую в основном из чепэшников, таксистов, некоторых торговых сетей и прочих не особо крупных субъектов предпринимательской деятельности, которые в массе своей платят так называемый вменённый, или фиксированный налог. Совершенно очевидно, что собираемых таким образом средств абсолютно не хватает на то, чтобы покрыть расходы на обеспечение пенсий, пособий, зарплат бюджетникам и других социальных выплат в регионе.

Основная причина, по которой «республики» до сих пор не получают существенных налоговых поступлений от крупного бизнеса, заключается в том, что последний всеми правдами и неправдами пытается сохранить украинскую налоговую прописку. Мотивы понятны. Главный — отсутствие какого-либо признания «республик» со стороны международных структур или других государств, что автоматически делает контрафактной любую производимую в самопровозглашённых правовых границах продукцию. Реализовать её легально будет невозможно уже в соседних украинских областях. Говорить же о каких-либо таможенных процедурах и последующем выходе на внешние рынки просто бессмысленно.

В такой ситуации бизнес продолжает платить налог по месту «первой регистрации», чтобы легализовать свой статус. Но если к украинским налогам добавятся налоги «республиканские», то на практике это будет означать двойное налогообложение, которое предприятия, и без того работающие в критических условиях коллапсирующей украинской экономики, могут просто не потянуть.

Кроме того, уплата налогов структурам ДНР будет расцениваться уже киевскими властями как открытая поддержка и финансирование терроризма и сепаратизма, что может иметь печальные последствия вплоть до уголовного преследования для ответственных лиц крупных заводов, объединений и холдингов, как правило, предпочитающих дожидаться разрешения конфликта на территории Украины.

Совокупность этих и многих других обстоятельств заставляет крупный бизнес увиливать от «республиканского» налогообложения, аргументируя своё поведение тем, что остановка и крушение их производств, неизбежное в случае выполнения требований местных фининспекторов, по своим отрицательным отголоскам окажется для региона гораздо серьёзнее, чем простая неуплата налогов в республиканский бюджет.

Пока что совершенно не ясно, к каким реальным мерам прибегнут самопровозглашённые республики, чтобы суметь выйти из создавшейся ситуации. Как наиболее радикальное последствие рассматривается очередная эскалация военного конфликта

Пока что совершенно не ясно, к каким реальным мерам прибегнут самопровозглашённые республики, чтобы суметь выйти из создавшейся ситуации. Предположения о возможных мерах лежат в интервале между введением ими собственной валюты и признанием ДНР и ЛНР со стороны России. Как наиболее радикальное последствие рассматривается очередная эскалация военного конфликта, потенциально способная изменить сложившийся баланс сил и территорий и заставить Киев отказаться от беспрецедентного экономического давления на мятежные регионы.

Остается без ответа ещё один вопрос. Отчего, имея в рукаве столь действенные козыри, как экономические рычаги, с самого начала решение конфликта искали в военной плоскости? И если это является не ошибкой, а хитроумным планом, то остаётся только склонить голову перед памятью тысяч и тысяч погибших и пострадавших с обеих сторон, которые, как выяснилось, оказались всего лишь наживкой в большой геополитической охоте.

***

Этот материал опубликован в №46 журнала Корреспондент от 21 ноября 2014 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.

СПЕЦТЕМА: Обострение на ДонбассеВойна глазами Корреспондента
ТЕГИ: Украинавойнаэкономикажурнал Корреспондентсепаратисты
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии