Легализация проституции сегодня всё громче обсуждается политиками, однако общество к ней не готово.
Обычно мы начинаем замечать тему секс-туризма, когда гости страны выдают неосторожный фидбек, например, в виде вопроса: «Как ярко одеты девушки на ваших улицах. Это они всегда так?..», пишет Марфа Скорик, старший научный сотрудник Киевского института гендерных исследований, в колонке, опубликованной в №11 журнала Корреспондент от 25 марта 2016 года.
А вообще, это уже стало привычным фоном нашей жизни, который время от времени лишь дополняют своими репликами политики. «…И когда начнётся тепло и в городах украинских начнут раздеваться женщины — увидите такую красоту, это очень прекрасно!» — как-то выдал экс-президент Виктор Янукович в Давосе, сорвав аплодисменты зала.
Однако в последние два года ситуация перестаёт быть томной. Вопросы о статусе проституции в Украине ставятся всё громче. Украинские депутаты выступают с «пробными» законопроектами на эту тему, трестируя общественное мнение. Всё это происходит на международной волне кампаний за легализацию проституции.
В августе 2015-го им дала отмашку международная организация Amnesty international, которая позиционирует себя как правозащитная. Она призвала легитимировать проституцию по всему миру.
Эксперты по профильным вопросам из международной Коалиции против торговли женщинами тут же осудили это предложение. Они сообщали, что по факту декриминализация секс-работы поощряет торговлю женщинами и не способствует улучшению уровня жизни и самочувствия секс-работниц, хотя именно эти цели были заявлены кампанией по легализации.
Выход проституции из тени поспособствует торговле людьми и плохому обращению с секс-работниками, говорится в открытом письме Коалиции. Его среди прочих поддержали и подписали голливудские звезды Энн Хэтэуэй, Мерил Стрип и Кейт Уинслет.
Была реакция и в Украине. О поддержке легализации секс-услуг заявили народный депутат, член группы Депутатский контроль Михаил Гаврилюк, представитель фракции Блок Петра Порошенко Юрий Луценко.
В сентябре ВР зарегистрировала соответствующий законопроект Андрея Немировского, который баллотировался от Самопомочі. За идею высказались и другие политики. Депутат ВР прошлого созыва Олег Новиков высказывал мнение, что необходимо выдавать патенты на занятие секс-бизнесом, поскольку бороться с проституцией невозможно.
Накануне Евро-2012 тогда политик и нынешний мэр Киева Виталий Кличко предлагал узаконить проституцию в рамках международной интеграции Украины.
Его поддержали представители силового блока — глава управления МВД Киева Александр Терещук, экс-руководитель управления внутренней безопасности Михаил Притула и некоторые другие. Первым предлагал взять проституцию в рамки закона ещё в 2006 году также силовик — тогдашний глава киевской милиции Виталий Ярема.
Но вот что любопытно. Мы не наблюдаем и не слышим противоположной точки зрения — в украинских медиа мы практически не видим мнений против легализации проституции. Зато имеем множество публикаций, выступлений и инициатив «за».
Конечно, нужно внимательно отнестись к аргументам первой стороны: легализация принесёт доходы в бюджет, поможет секс-работницам получить полноценную медицинскую и социальную помощь, обезопасит клиентов и так далее.
Однако проблема в том, что, как и любая другая кампания, которую продавливают силой, вопреки общественному мнению, эта так же не имеет за собой ни статистики, ни оценки социальных последствий. Да и зачем? И так сойдёт.
Проблема в том, что мы слишком мало знаем о проституции в Украине — именно поэтому так сложно говорить, как с ней справиться
Как по мне, проблема в том, что мы слишком мало знаем о проституции в Украине — именно поэтому так сложно говорить, как с ней справиться. Секс-услуги — лишь часть большого бизнеса, и как бы ни хотелось порегулировать участие в рынке отдельных профессионалок, на практике они всегда будут втянуты в коммерческие сети, будут составляющей большого рынка интима.
Мы не знаем, насколько проституция распространена в стране. Ко времени проведения Евро-2012 милиция сообщала о 4.156 жрицах любви, а за первый квартал 2012 года их выявлено 965.
По данным КМИС, только в Киеве во время Евро-2012 эксперты зафиксировали около 50 тыс. проституток — вдвое больше, чем в Голландии, где проституция легальна
С этими данными ну уж очень контрастируют цифры международных исследовательских организаций. По данным КМИС, только в Киеве во время Евро-2012 эксперты зафиксировали около 50 тыс. проституток — вдвое больше, чем в Голландии, где проституция легальна. Причём каждая шестая из них была несовершеннолетней.
Ещё раньше, в 2009 г., по данным Международной организации миграции, именно украинки составляли около четверти проституток в странах Западной Европы. О непрерывном трафике из Украины порока на экспорт писала Times.
Опять-таки, благодаря опросам КМИС, мы имеем примерный социальный портрет секс-работницы. Из опрошенных респонденток 56% не работают и не учатся, 31% имеют работу (из них 12% работают на постоянной основе, а у 19% — случайные заработки). 8% опрошенных — студентки вузов, 3% — техникумов, 2% — ученицы ПТУ, 0,3% — ученицы школ.
Согласно исследованию, сделанному в 2013 году Аналитическим центром Социоконсалтинг по заказу Международного альянса по ВИЧ/СПИД, приблизительно описан «жизненный мир» секс-работниц, модели поведения и пути их привлечения в преступный бизнес.
Однако, этого крайне мало для того, чтобы разговор о легализации вышел за рамки «хотелок» отдельных политиков — лоббистов темы. Отсутствие социальной оценки последствий законодательных инициатив обязательно скажется на других группах нашего общества.
***
Этот материал опубликован в №11 журнала Корреспондент от 25 марта 2016 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.