Андрей Волык, специалист по детекторам лжи и президент Международной ассоциации полиграфологов, дал интервью Корреспонденту.
«Человек-полиграф», как называют приятели Андрея Волыка, специалиста по детекторам лжи, президента Международной ассоциации полиграфологов, рассказывает о том, как его многократно пытались подкупить те, кто хотел скрыть правду. Предлагали автомобили, проходное место в партийном списке и секс, пишет Елена Гордеева в №21 издания от 3 июня 2016 года.
Регалий у Андрея Волыка на самом деле гораздо больше. Он, например, член Американской ассоциации полиграфологов, один из самых цитируемых полиграфологов мира. Утверждает, что образование у него «эталонное» - американское. А также коллекционирует полиграфы, то есть, детекторы лжи. Их в коллекции Волыка уже 118.
Внешне он выглядит именно так, как вы ожидаете, учитывая специфику профессии – строгий костюм, вежлив, подтянут, немногословен.
«В своё время, а это были 90-е годы, я понял, что эта профессия нужна и востребована, - начинает разговор с Корреспондентом Андрей Николаевич, слегка улыбается и сразу располагает к себе. - Правда ведь всегда была востребована в обществе. Ещё с древних времён правду пытались узнать, например, с помощью яиц или рисовой муки.
Яйцо давали человеку в руки, расслабляли его простыми вопросами, затем задавали тот самый вопрос – рефлекторно у человека, который волновался, рука сжималась и яйцо лопалось.
В случае с рисовой мукой человек после каждого вопроса должен был её сплёвывать. При каверзном вопросе, когда он хотел скрыть правду, у него прекращалось или замедлялось слюноотделение, а уже жрецы смотрели, стала мука мокрой или сухой. В общем, способов много. А с 1895 года начала развиваться наука - полиграфология.
7% сторонников ДНР
- Сейчас политики любят спекулировать проверками на детекторе лжи. Обещают провериться или даже проверяются. Часто ли вам приходилось тестировать людей на «политическую ложь»?
- Довольно часто. Политики стали приходить к полиграфологам, наверное, с 2005 года. Сейчас такой тренд – политики проходят полиграф, но при этом приходят с теми вопросами, о которых должны узнать избиратели.
То есть, политик может прийти и попросить его проверить на предмет того, что у него нет недвижимости за рубежом. Если нет недвижимости – полиграф покажет, что это правда. Но политик не разрешает задавать другие существенные вопросы, а мы не вправе действовать по собственной инициативе.
Ещё чаще к нам обращаются политики, чтобы проверить членов своей команды. Тут все гораздо серьёзнее. Некоторые политические партии боятся, чтобы их члены не погрязли в коррупции. Многие переживают за то, достаточно ли лояльна их команда. Правду узнать можно довольно быстро…
- Я помню историю с детектором лжи на одном ток-шоу. Сотрудница налоговой инспекции на вопрос, брала ли она взятку, ответила утвердительно. Потом решила оправдаться, дескать, шоколад и шампанское, которое ей приносили, тоже считает взяткой. После шоу работы она лишилась. Неужели всё так серьёзно?
- Очень многое зависит от специалиста. Поэтому нужно уточнять вопросы – что именно брал: пачку бумаги для принтера или миллион долларов, образно говоря. В данном случае надо было спросить, кроме шоколадки и шампанского, ещё что-то брали? Именно так можно многое выяснить.
Вот, например, я тестировал сегодня человека, подозреваемого в коррупции. Человек сознался, что давал взятки. Я сразу поставил вопрос: кому давали? Человек говорит: докторам, педагогам, в ЖЕКе. Тогда задаю вопрос: а вам давали? Отвечает: да, давали, $ 2 тыс., чтобы я поехала отдохнуть. Вот это уже взятка. Повторюсь, всё зависит от профессионального уровня специалиста.
- $ 1 или 100 грн – это взятка?
- Если человек при исполнении служебных обязанностей, то да. Ведь тестируемый получает зарплату из денег налогоплательщиков. Не нравится ему зарплата – пусть идёт в бизнес. Работодатели имеют право знать, кого они берут на работу, даже если на работе сотрудник взял домой скрепку или карандаш – это ведь тоже кража. Во-первых, если человек взял и продолжает получать доступ, значит, возьмёт ещё. 97% госслужащих воруют – и это не секрет. Но масштабы разные…
При этом есть 1-2% служащих, которые ни при каких обстоятельствах не украдут. Совсем недавно у меня тестировалась такая девушка – и по тем вопросам, которые я поставил, я понял, что у неё склонности к воровству нет, зато есть вера в Бога и неиспорченность. Если такой человек попадёт в коллектив со здоровой атмосферой, думаю, она принесет большую пользу.
17-18% людей украдут только тогда, когда сложатся определённые условия, то есть, человек будет уверен, что его не поймают. Ещё 80% украдут в любом случае
Вообще, отмечу, что 17-18% людей украдут только тогда, когда сложатся определённые условия, то есть, человек будет уверен, что его не поймают, много раз подумает, но всё-таки украдет. Ещё 80% украдут в любом случае. Так же обстоят дела и с обманом. Меня часто спрашивают, есть ли люди, которые не врут. Я отвечаю, да – не врут дети до 6 месяцев, а потом они взрослеют и начинают врать.
- По фильмам мы привыкли, что к полиграфологам обращаются богатые люди. Это правда?
- Это стереотип. К нам обращаются даже люди, у которых зарплата составляет $ 100-150 в месяц. Хотят узнать, верна ли супруга, не употребляют ли дети наркотиков… Эта тенденция в последнее время распространена. Раз пришли два водителя после ДТП, каждый утверждал, что ехал на зелёный.
- А не может ли тест показать, что правы оба? Тот, кто ехал на красный, убедит себя, что горел зелёный свет…
- Нет. У человека есть автономная нервная система, это неконтролируемо, как убеждения, мечтания, чувства. Она-то и «сливает» человека на полиграфе. И в таком случае тест покажет, кто ехал на зелёный, а кто, допустим, вообще не смотрел на светофор.
- На что тестируют сотрудников государственных организаций?
- Очень распространённые вопросы о борьбе с коррупцией: планирует ли человек что-то красть в будущем, при удобных обстоятельствах… В последнее время часто тестируют на предмет лояльности к государству и к государственным интересам.
- То есть, тест на патриотизм – это реально?
- Мы проводим такие тесты каждый день. Один из самых распространенных вопросов для человека, который идет на государственную службу или в коммерческую структуру – симпатизирует ли он/она ЛНР и ДНР, Путину, российским войскам. В 2013-м обычно при приёме на работу спрашивали, симпатизирует ли человек элите из определённого региона. 98-99% отвечали негативно.
Сейчас вот новая тенденция – большинство работодателей хочет знать, действительно ли выходец из Донецкой области - переселенец, стал жертвой, не является ли он шпионом, не собирает ли информацию. Статистика у полиграфологов такова: около 7% людей сочувствуют ДНР.
- Приходилось ли ловить на полиграфе шпионов?
- Да. Ловили людей, которые попадали в плен и там были завербованы. Мы тестировали их по просьбе спецслужб.
Тайна наших несчастий
- А как распространена зависть? Есть у вас на этот счёт статистика?
- Завидуют все 100%. Разница лишь в том, что кто-то вовремя себя останавливает, а кто-то не может остановиться. К сожалению, большинство из нас завистливы в негативном смысле.
Я, кстати, успел подметить, что обычно людей зависть поедает из-за безделья. Ещё Бернард Шоу говорил: «Тайна наших несчастий в том, что у нас слишком много досуга, для того чтобы размышлять о том, счастливы мы или нет». Человек, у которого нет времени на такие размышления, намного счастливее.
- Как часто на полиграфе бывают наши силовики?
- В зависимости от года, сезона, необходимости представители государственных организаций бывают у меня по-разному – один месяц это может быть 1-2% от общих тестов за месяц, в другой месяц это может быть уже 10-12%. Уточнять, какие именно государственные структуры чаще проводят тестирование, не могу…
- А с криминалитетом часто приходится иметь дело?
- Если тестируешь человека на предмет наркотиков, это уже криминалитет. Однажды ко мне пришёл заказчик и пояснил ситуацию – у их «папы» украли «общак». Из сейфа в спальне исчезли миллионы долларов. Они подозревали троих человек и уже 15 дней самостоятельно проводили дознание этих людей. Я протестировал их на полиграфе и определил, что никто из них денег не брал. Через пару месяцев я встретился с заказчиком и он мне рассказал, что нашли вора: оказалось, деньги взяла парикмахер этого «папы». Тем троим, которых содержали в подвале и подозревали, даже компенсировали неудобства.
- Какой самый необычный тест, который вы делали на полиграфе?
- На днях у меня была девушка, которая не могла определиться, с кем из двух молодых людей она хочет быть. Оба, вроде бы, перспективные, ухаживают за девушкой, но детектор точно показал, к кому у неё лежит душа.
А вообще бывают необычные случаи. Например, одному известному человеку – политику, бизнесмену – сотрудник подбросил ртуть в автомобиль. Потому что был влюблён в его жену, из ревности решился на убийство… Был один известный бизнесмен, который любил связывать свою супругу и подвешивать ее за ноги на большой высоте... Есть случаи и похуже, о которых даже неудобно говорить. Чужие тайны лучше не знать…
- А сколько стоит пройти тест?
- Всё зависит от структуры теста, его сложности – цена может составлять и $ 100, и $ 10 тыс.
- Правда, что проверяя человека на полиграфе, специалист смотрит не только на показания приборов, но и на реакции тестируемого?
- Да, специалист высокого уровняв в среднем при тесте анализирует около 2 тыс. параметров человека. В первую очередь, мимику, глаза, мышцы лица, губы, челюсть, брови, нос. В момент вопроса какую-то долю секунды человек обдумывает его, вспоминает - реакция бывает достаточно показательна. Физиологических параметров очень много – от давления и сердцебиения до 28 параметров, которые характеризуют дыхательную систему.
- Как часто пытаются обмануть полиграф?
- Обмануть полиграф невозможно, можно обмануть «специалистов», особенно если в действительности у них нет образования. У нас такое, увы, встречается достаточно часто. Например, при приёме на работу врут почти 100% людей. Но ложь лжи рознь – человек может не сознаваться, что устраивается на работу воровать, а может не сознаваться в расизме. Разница для работодателя существенна, согласитесь.
- Вам попадались люди, которым удавалось вас обмануть?
- Нет.
- А если человек психически болен и сам верит в свою ложь?
- Таких людей априори мы не будем тестировать. В остальном к любому человеку можно найти подход и специалист его находит.
Не священники, не палачи
- Есть ли темы, которых вы не касаетесь при тестировании?
- У настоящих полиграфологов есть свой кодекс. Самое первое правило – мы не разглашаем информацию о клиентах и тестируемых, потому что наша работа сродни осмотру у хирурга. Мы не общаемся с человеком на религиозные и политические темы, если человек не работает в спецслужбах. Если человек приходит тестироваться на предмет коррупции, то задавать вопросы по личным проблемам или на сексуальную тематику мы не можем.
- А бывают люди, которых вы априори не можете тестировать?
- Представьте ситуацию: человек взволнован, не спал двое суток, не ел, на нервах – его тестировать нет смысла. Сегодня была молодая пара – она беременная, он сильно взволнован, пришли разбираться, кто кому изменял, на улице перед входом в офис кричали друг на друга. Ну какие могут быть тесты в таком состоянии? Так можно только жизнь людям поломать.
- Какую самую необычную просьбу доводилось слышать?
- Самая распространённая просьба – сфальсифицировать результаты теста. Другое дело, что именно обещали в обмен на фальсификацию.
- И часто об этом просят?
- Как ни странно, нечасто. Наверное, моя энергетика к этому не располагает. Стоит ли говорить, что я всегда отказываю. Ведь это вопрос моей репутации.
- А что предлагают?
- Предлагали автомобиль, недвижимость, деньги, место в списках партий и даже секс. Бывало, что у меня в офисе раздаётся звонок – и мне говорят: завтра моя сестра будет проходить полиграф, как это дело «решить»? Бывает, что это высокопоставленные люди, и предложения выгодны. Но я очень дорожу репутацией.
Нередко люди, звонившие мне с просьбой «решить дело», потом сами обращаются с просьбой проверить подчинённых. И делают это именно потому, что ничего «порешать» не удалось
Нередко люди, звонившие мне с просьбой «решить дело», потом сами обращаются с просьбой проверить подчинённых. И делают это именно потому, что ничего «порешать» не удалось. Правда высоко ценится, а репутацию можно подмочить за один раз.
Мы не священники и не палачи. Иногда случается у людей действительно беда – человека убили, ограбили, оставили инвалидом, а полиграф даёт ответы на все вопросы. Слава богу, что мы имеем возможность помочь. Ведь 90% людей – это нормальные, среднестатистические люди.
- Можно ли использовать данные полиграфа в суде?
- Можно, но по договорённости обеих сторон, либо в суде идёт адвокатура высокого уровня, либо суд назначает проверку на полиграфе. Такие данные не имеют чистой юридической силы, но принимаются к рассмотрению.
***
Этот материал опубликован в №21 журнала Корреспондент от 3 июня 2016 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.