Хатия Деканоидзе ушла в отставку с поста главы Нацполиции, став очередным реформатором, который покидает власть.
Хатия Деканоидзе уволилась из Национальной полиции.
Реформаторы, которые приходили в страну на волне Евромайдана продолжают покидать страну, не добившись значительных успехов.
Хатия осталась недовольна давлением политиков на полицию и решила уйти.
Корреспондент.net вспоминает профессиональный путь Деканоидзе в Украине.
Причины ухода
Деканоидзе объявила о своей отставке на специальном брифинге.
"Моя функция выполнена, и я заявляю о своей отставке", - сказала Деканоидзе.
Она заявила, что за время ее деятельности на посту главы Национальной полиции Украины была проведена переаттестация, открыта новая структура внутренней безопасности по контролю над полицией, появилось управление по защите прав человека.
"Но самым большим достижением стало то, что мне удалось доказать, что полиция может быть порядочной, открытой, с человеческим лицом", - сказала Деканоидзе.
"Ни один полицейский не может сказать, что я отдавала преступные приказы", - заявила она.
По словам Деканоидзе, ей удалось достичь того, что доверие к полиции выросло, а полицейские готовы работать по новым принципам.
"Но хочу быть честной и сказать, что нам не удалось. Нам не удалось избежать потерь и трагедий. Я приношу свои соболезнования семьям погибших и пострадавшим. Нам не удалось уничтожить коррупцию полностью", - сказала она.
Она назвала три главные составляющие для независимой полиции: достаточное финансирование, реформа судов, "и последнее - это все еще сохранившаяся традиция вмешательства политиков в работу полиции".
"Я не выносила сор из избы. Но считаю своим долгом обратится ко всем политикам, начиная от депутатов, заканчивая самыми высокими кабинетами - не могут и не должны назначения в правоохранительные органы согласовываться с политиками. Не могут и не должны политики использовать или пытаться использовать силы правопорядка для защиты своих политических интересов. Без понимания этого страна будет обречена на противостояние между обществом и властью", – сказала Деканоидзе.
Полицейский с опытом
Деканоидзе была назначена на должность ровно год назад – в начале ноября 2015 года.
До этого она работала в команде президента Грузии Михаила Саакашвили и возглавила администрацию Совета безопасности Грузии.
В 31 год она стала первым ректором Академии полиции МВД Грузии. Перед этим Деканоидзе прошла обучение в США. В Грузии она ликвидировала многолетнее обучение в полицейской академии, заменив на тренинги по праву, тактике и стрельбе. А вместо генералов-теоретиков набрала в преподаватели иностранных специалистов.
Также Хатия успела немного поработать министром образования Грузии.
После смены правительства и прихода команды Бидзины Иванишвили занялась преподаванием, а затем переехала в Украину.
Нынешняя власть Грузии обвиняет Деканоидзе в масштабных кражах во время работы на государство.
Новая Врадеевка
Деканоидзе лично пыталась оперативно решать самые громкие скандалы с участием полицейских.
Она отправилась в Николаевскую область, когда в райцентре Кривое Озеро оперативно-следственная группа в составе трех человек убила местного жителя.
Защита полицейских
Одним из главных плюсов Деканоидзе во главе Нацполиции наблюдатели называли ее открытость и публичность.
Деканоидзе защищала сотрудника патрульной полиции Киева Сергея Олейника, который в феврале 2016 года застрелил подростка Михаила Медведева во время погони.
Расстрел в Днепре
После того, как в Днепре бывший боец батальона Торнадо Александр Пугачев убил двоих полицейских - 27-летнего Артема Кутушева и 36-летнюю Ольгу Макаренко, отставку Деканоидзе требовали громче всего.
Деканоидзе вступилась за полицейских и заявила, что Ольга Макаренко не убила Пугачева из-за того, что за его спиной находился Автовокзал с массой людей.
"Вспоминайте Олю и Артема, когда будете на комитетах нам про оболонский суд рассказывать либо отпускать пьяных водителей и сажать полицейских. Или подшучивать над ребятами, когда, патрулируя по 12 часов, полицейский попадает в ДТП. Вспомните и подумайте, политики, депутаты, общественники, что полицейским нужна форма, оружие, законы, полномочия. Если все это не будет обеспечено, правопорядка не будет. Полицейские не торгуют индульгенциями", - подчеркнула Деканоидзе.
На что жаловалась
Деканоидзе постоянно говорила о нехватке финансирования на реформу полиции.
Частные ДТП с участием патрулей Деканоидзе называла вполне нормальными вещами.
По ее словам, когда в Грузии была запущена патрульная полиция, там точно также патрульные попадали в ДТП и точно также бились машины.
“Они не стоят. Они патрулируют. К сожалению, эта особенность дает нам такое количество битых машин. Я думаю, что постепенное обновление автопарка – это задача, которая стоит перед Нацполицией. Однако пока мы ищем финансирование», — заявила уже экс-начальник полиции.
Будущее
Пока Деканоидзе не говорит о своих политических планах, а намерена после увольнения с должности главы Национально полиции сперва заняться личными делами.
На вопрос о готовности присоединиться к новой политической силе Михаила Саакашвили, в которую могут войти ушедшие с должностей украинских чиновников выходцы из Грузии – Деканоидзе ответила:
"Я – не политик. Как главе Национальной полиции мне закон запрещает быть политиком. Это в законе о национальной полиции написано. Я была человеком-менеджером правопорядка, который делала свою работу", – заявила Деканоидзе.
"Я сейчас собираюсь немножко заняться своим сыном, здоровьем – и потом уже опять встретимся", – призналась она.
"О будущем – уже в будущем" – сказала Деканоидзе.
Она также сказала: "Я не должна оценивать свою отставку. Я сказала всё в своем заявлении. Остальное должны оценивать наши дорогие, любимые украинцы".
"Что касается реформаторов-грузинов, я – гражданка Украины. У меня другого гражданства нету, так что Украину у меня никто не отнимет", – подчеркнула Деканоидзе.