Один из крупнейших в мире музеев Холокоста открывается на Украине, в Днепропетровске. О его концепции и международном значении рассказал директор музея Игорь Щупак.
Новый музей разместился в готовящемся к открытию крупнейшем центре еврейской культуры в мире – комплексе "Менора" в Днепропетровске, сообщает Deutsche welle.
На двух тысячах квадратных метров музея с 16 октября 2012 года будут выставляться экспонаты, повествующие о многовековой культуре и истории евреев на Украине. Ведь до Второй мировой войны украинская еврейская община была одной из самых многочисленных в Европе. Многие инсталляции, мультимедийные объекты и артефакты, оформленные при помощи последних технологий, международная публика увидит впервые. Руководит новым музеем директор Всеукраинского центра изучения Холокоста "Ткума" Игорь Щупак.
Deutsche Welle: В то время как в Днепропетровске сооружается крупнейший в мире еврейский общественный центр и музей, на западе страны на глазах разрушаются памятники еврейской архитектуры – старинные синагоги. Украина – страна контрастов?
Игорь Щупак: Днепропетровск – это культурный и образовательный центр с огромным потенциалом и очень мощной еврейской общиной. Ее лидеры полностью взяли на себя финансовое и организационное обеспечение строительства центра и создания музея. Но Украина – это ведь не только четыре-пять городов-миллионеров, но и деревня, и маленькие городки.
Еврейская культура на украинских просторах во многом была связана именно с такими городками – "штетлами". Этот своеобразный феномен до сих пор исследуется как западными, так и украинскими историками. Но, как ни прискорбно, живых "штетлов" уже не осталось. Если вымирают целые села, то что уж говорить о возрождении синагоги или церкви в крошечном городке или деревне. Хорошо, если там найдутся активисты, способные аккумулировать силы и средства. У нас есть примеры настоящих чудес, которые творят жители конкретных деревень. Когда находится лидер - дело сдвигается с мертвой точки.
– А как государство участвовало в создании музея? Ведь речь идет о трагедии колоссального масштаба: во время Холокоста было уничтожено более миллиона украинских евреев.
– Главное, что для нас сделало государство, это то, что оно нам не мешало.
– В чем заключается концепция музея?
– Он не будет посвящен исключительно Холокосту. Трагедия будет рассматриваться в контексте всемирной истории, истории Украины и украинских евреев. Вначале мы показываем еврейскую культуру, созданную на украинской земле, достижения, привнесенные иудаизмом в современную цивилизацию, которую также называют иудеохристианской. Мы представляем важнейшие течения иудаизма – хасидизм, Хабад. Мы рассказываем о еврейских традициях, жизненном цикле обычного иудея, так как понимаем, что большинство наших будущих посетителей – не евреи.
Мы не обходим и сложные темы: уничтожение евреев украинскими казаками, жестокие погромы начала XX века, взаимодействие между представителями разных наций, а также решающую роль украинской и российской интеллигенции в деле Бейлиса. (Судебный процесс в 1913 году в Киеве против обвиненного в ритуальном убийстве Менахема Менделя Бейлиса, ставший кульминацией преследования евреев в царской России и сопровождавшийся как антисемитской кампанией, так и международными общественными протестами в поддержку обвиняемого. – Ред.)
В другом зале площадью 900 квадратных метров мы показываем Холокост, пришедший на Украину с немецкой земли. Сначала мы объясняем его истоки: расистская теория, нацизм, нацистский антисемитизм, наводнивший Европу того времени. Мы показываем, как осуществлялся нацистский "новый порядок" в Европе в целом и на Украине в частности. Во время Второй мировой войны в украинско-еврейских отношениях было все: некоторые украинцы участвовали в погромах и уничтожении евреев, но были и праведники народов мира, которые, рискуя собственной жизнью и жизнью своих родных, спасали евреев.
Третий пласт – возрождение еврейской культуры на Украине, особенно после 1991 года, еврейская литература и искусство, созданные на украинской земле. В четвертом зале музея будут проходить временные экспозиции.
– Пользовались ли вы опытом других еврейских музеев Европы при создании экспозиции?
- Мы сотрудничали и советовались с польскими музееведами. В Варшаве сейчас создается Исторический музей польских евреев. Под крылом Польской академии наук - много важнейших для сотрудничества организаций: например, Еврейский исторический институт и Центр исследования уничтожения евреев. Мы также благодарны посольству и Генеральному консульству Германии на Украине.
Мы получили ценнейшие консультации от ведущих немецких ученых, к нам на несколько недель приезжала специалистка из берлинского Центра исследований антисемитизма. Огромную благодарность мы выражаем друзьям и партнерам из разных стран, предоставившим нам не только теоретическую, но и практическую помощь.
– Можно ли возродить память об отчасти утраченном культурном многообразии страны?
– Что касается еврейской культуры, то много положительных импульсов исходит от детей и молодежи. Ведь они, живя уже в независимой Украине, получают знания, доступа к которым, к сожалению, не было у наших родителей. Если культура станет достоянием не только тонкой прослойки интеллигенции, то национальные ценности как евреев, так и украинцев, станут важными для всех. Очевидно, что от уровня развития культуры зависит наше будущее благополучие.
Источник: Русская служба Deutsche welle