UA
 

Петр Второй. Интервью с Петром Порошенко

15 января 2010, 14:00
3
234
Петр Второй. Интервью с Петром Порошенко
Фото: Корреспондент
Порошенко: При активной и эффективной работе власти украинцы могут уже в 2011 году рассчитывать на безвизовый режим со странами Шенгенской зоны

Петр Порошенко пытается прорубить окно в Европу и считает, что уже в 2011 году украинцы могли бы ездить в ЕС без виз.

Три месяца назад о Петре Порошенко если и вспоминали, то лишь как о человеке, способном комментировать проблемы гривни и политики Нацбанка. Однако с назначением на пост главы отечественного МИДа он стал ключевой фигурой внешней политики Украины.

30 декабря, накануне Нового года и выборов, которые могут положить конец его мидовской карьере, Порошенко встретился с Корреспондентом, и рассказал, что Украина скоро получит от ЕС помощь в $ 500 млн, а украинцы могут уже в 2011 году рассчитывать на безвизовый режим со странами Шенгенской зоны.

- После оранжевой революции в Европе царила эйфория по отношению к Украине, сейчас ЕС к нам охладел. Правда ли, что сегодня МИДу договориться о встрече Президента Украины и главы Франции, например, практически нереально?

- У МИДа нет проблем организовать встречу с руководством любого государства.

За два с половиной месяца только с моим участием прошли 43 международных мероприятия. Фактически каждые два дня мы проводили важные официальные встречи. Это лучшее свидетельство того, что Украина сегодня находится в очень активном внешнеполитическом, внешнеэкономическом диалоге и внимание к нашей стране высоко.

- Количество визитов - это не показатель их качества. Например, Виктор Ющенко за время своего президентства чаще всего официального ездил в Польшу и Грузию. Зачем?

- Я не хочу и не буду комментировать действия Президента. Потому что по Конституции именно Президент отвечает за проведение внешней политики государства.

Если Вы возьмете географию моих визитов, то первый (в качестве главы МИДа) был на саммит СНГ в Кишиневе. Состоявшиеся там переговоры по двусторонней проблематике с Молдовой позволили нам расчистить годами накопившиеся проблемы.

Второй визит был в составе возглавляемой Президентом делегации в Брюссель, где прошли консультации с еврокомиссарами (в том числе по вопросам экономической безопасности) и встреча с премьером Бельгии, который является сейчас президентом Евросоюза.

Уже через неделю состоялся мой визит в Москву и переговоры с главой МИДа России. Результат - разблокирован ряд вопросов.

Затем прошел важный визит в США: инаугурационное заседание Комиссии по стратегическому партнерству, встреча с госсекретарем Хиллари Клинтон. Абсолютно четкие сигналы поддержки Украины со стороны США, которые реализуются как в рамках программы стратегического партнерства, так и в рамках конкретных экономических инициатив.

Достигнуты очень важные итоги встреч в Брюсселе по координации действий с ЕС. Присоединение Украины к Европейскому энергетическому сообществу, определение позиций по реализации макрофинансовой поддержки на сумму больше $ 500 млн, которую ЕС окажет в ближайшее время Украине.

- О визах: украинцы, как прежде, сталкиваются с хамством в консульствах, необоснованными отказами (отличная иллюстрация - работа чешского консульства, которое для получения долгосрочной визы требует пройти проверку на туберкулез и сифилис). И это несмотря на упрощенный визовый режим с ЕС. Как МИД на это реагирует?

- Мы предпринимаем конкретные системные меры для защиты прав и интересов украинских граждан. Свою главную задачу в решении стоящих сегодня проблем вижу в одном - это безвизовый режим со странами Шенгенской зоны. Безвизовый!

- Когда он возможен?

- Все, что зависит от МИДа, мы делаем, но важно проделать внутреннюю комплексную работу. Нужен порядок в паспортном деле - когда у нас будет прозрачный режим тендерных заказов на изготовление украинских биометрических паспортов, которые будут соответствовать европейским стандартам. У нас должно быть отдельное ведомство, которое регулирует миграционную политику (его до сих пор нет), должны быть отдельные критерии, реализованные МВД, должно быть гармонизировано визовое законодательство. И ключевая позиция – те документы, которые подаются в консульства, должны быть достоверными. К сожалению, до 94% отказов связаны именно с недостоверными сведениями, поданными гражданами для оформления виз.

Кроме того, необходимо завершить процедуры оформления наших государственных границ. Мы разблокировали вопросы с Беларусью и Молдовой. На повестке дня - решение вопросов с Россией.

- К 2012-му успеете?

- Если будем работать совместно с правительством и парламентом активно и эффективно, то успеем в 2011 году. Если дело ограничится лишь разговорами и коррупцией, которая, откровенно говоря, пока еще процветает, это не будет сделано никогда.

Безвизовый режим - это цель. [Но и] в рамках существующих договорных обязательств, в три раза увеличилось количество виз, выдаваемых сегодня украинцам. Статистика отказов - это 2-3%, вместо 15-20%, которые были совсем недавно. В два раза выросло количество многократных виз. Почти в два раза стало больше бесплатных виз - их общее количество сегодня достигает 40%.

Мы сейчас вносим изменения в соглашение о либерализации визового режима, расширяя категории граждан, которым должны предоставляться эти визы. Очень настойчиво обсуждаем вопрос предоставления бесплатных виз туристам и религиозным деятелям. Ведем речь о том, что нам должен предоставляться унифицированный перечень документов, который страны предлагают подать украинским заявителям. Время рассмотрения заявки украинского гражданина для получения визы должно быть лимитировано данным соглашением. Посольство должно давать обоснованный ответ при отказе о предоставлении визы. И последнее, мы настаиваем, чтобы в случае, если отказ необъективен, существовала апелляционная процедура его обжалования.

- С какими странами визовый режим может быть полностью отменен в ближайшее время?

- 2 декабря во время визита президента Бразилии мы подписали соглашение, на подготовку которого ушло полтора года. Сегодня дополнительно к Бразилии отрабатываются соглашения о безвизовом режиме и с другими латиноамериканскими государствами - Аргентиной, Парагваем.

Отработаны соглашения с рядом балканских стран, включая Македонию, Черногорию. Фактически они готовы и должны быть подписаны в самое ближайшее время.

С ОАЭ, Сингапуром, Марокко будут подписаны соглашения о безвизовом режиме для владельцев дипломатических и служебных паспортов. Есть еще десятки государств, с которыми нарабатываются аналогичные решения как первый шаг либерализации визовых режимов.

Мной были проведены переговоры с вице-премьером, министром иностранных дел Израиля Агвидором Либерманом. Невзирая на очень непростую дискуссию, которая идет внутри государства Израиль, меня удовлетворили те гарантии, которые были предоставлены израильским правительством по заключению соглашения о безвизовом режиме уже в первом полугодии 2010 года.

- А как успехи в отношениях с Россией? Вы подчеркиваете, что сейчас очень часто проводите телефонные переговоры с Сергеем Лавровым [министром иностранных дел РФ]. Они к чему-то конкретному приводят?

- У нас установился очень конструктивный диалог между министрами. И смею уверить, что телефонные звонки, встречи на различных мероприятиях - это не просто обмен любезностями. Это решение комплекса вопросов, которые накопились между нашими странами.

Ведь на самом деле мы уже очень многое сделали. Реализованы договоренности о прекращении работы ряда сотрудников спецслужб России в составе Черноморского флота РФ, де-факто на территории Украины.

Мы продемонстрировали конструктивный диалог в решении проблем торгово-экономического сотрудничества. Если до сих пор только накапливались процедуры ограничения доступа украинских товаров на российские рынки, то сегодня мы всю эту деятельность повернули в прямо противоположное направление. Если брать общий перечень вопросов, стоящих сегодня в украинско-российском сотрудничестве - он перевалит за сотню. Но каждая проблема, которая раньше вызывала поток взаимных обвинений, сегодня нами переводится в плоскость прагматического обсуждения.

- И последнее. В 2005 году Вы могли стать премьером, но этот пост получила Юлия Тимошенко. Теперь Вы министр в ее правительстве. Вам не кажется это несправедливым?

- Нет. Я считаю, что история не терпит условных наклонений. Я не мог тогда стать премьером. Звезды так сложились, политическая воля так сложилась. По этому поводу  абсолютно  не испытываю никаких карьерных неудобств.

Это интервью опубликовано в №1 журнала Корреспондент от 15 января 2010 года.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии