Согласие Соединенных Штатов помочь Европе в противостоянии с российским Газпромом приведет к радикальным изменениям в энергетической картине мира, - пишет Олег Шанковский в №13 журнала Корреспондент за 4 апреля 2014 года.
Обострившееся после крымского кризиса противостояние между РФ и Западом достигло нового, важнейшего уровня развития — консервативная Европа, десятилетия сидевшая на российской газовой игле, наконец‑то готова предпринять решительные шаги к обретению энергетической независимости.
Желая наказать Кремль с помощью санкций, а также избавиться от диктата Газпрома, европейцы начали искать возможность свести потребление российских энергоносителей к минимуму. Для этого они обратили свой взор в сторону США, которые в последние годы стремительно превращаются из потребителя нефти и газа в их экспортера.
Еще в начале марта страны Вышеградской четверки — Польша, Чехия, Словакия и Венгрия — направили официальное письмо в Вашингтон с просьбой разрешить экспорт американского газа в Европу, который сейчас жестко ограничен на законодательном уровне.
“Присутствие природного газа из США будет очень приветствоваться в странах Центральной и Восточной Европы”, — говорилось в обращении.
С похожей просьбой, но уже в масштабах всего континента выступил и президент Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу, назвав американский сланцевый газ благословением для мира.
Заявления европейцев попали в благодатную почву. Обладая огромными запасами, открытыми благодаря сланцевой революции, США готовятся коренным образом изменить энергетическую картину мира. А нынешняя нестабильная ситуация, вызванная непредсказуемым поведением Москвы, может лишь ускорить этот процесс, ослабив в результате энергетический диктат Кремля.
“Мы готовы разрешить ежедневный экспорт такого количества газа, какое Европа ежедневно потребляет”, — это заявление президента Соединенных Штатов Барака Обамы, сделанное во время саммита ЕС — США в Брюсселе 26 марта, повлекло настоящий взрыв в новостных лентах и горячие споры между профильными аналитиками.
И хотя большинство экспертов сходятся во мнении, что полностью отказаться от российских энергоресурсов Европе вряд ли удастся, они считают ощутимое ослабление позиций Газпрома в регионе вполне реальным уже через несколько лет. Однако для этого европейцам придется потратить немало усилий и денег, а также проявить настоящую сплоченность и политическую волю.
Аппетит во время беды
Ежегодно Европа потребляет около 450 млрд кубометров газа, треть которого импортируется из России. Еще около 60 млрд кубометров поставляется танкерами в сжиженном виде.
Но, несмотря на столь внушительные объемы, говорить о некоем едином европейском рынке не приходится: если, например, Испания не покупает российский газ вообще, то Болгария, Финляндия и государства Прибалтики зависимы от него на 100 %.
Такое положение дел в значительной мере обусловлено технически: многие страны не имеют регазификационных станций, способных принимать поставляемый танкерами сжиженный природный газ (так называемых СПГ‑терминалов), а те, что имеют, не могут поделиться им с соседями из‑за нехватки инфраструктуры, в частности интерконнекторов — специальных соединителей для перекачки газа между газопроводами.
Поэтому отдельные европейские государства практически беспомощны в переговорах с Кремлем, который знает, что оппонент в конечном итоге будет вынужден принять условия Газпрома.
“Это не просто несправедливо — это злоупотребление монопольным положением”, — заявил в своем обращении за помощью к США министр энергетики Литвы Ярослав Неверович, сетуя на то, что его стране приходится платить России за газ на 30 % больше, чем это делают другие члены ЕС.
Правда, с этой проблемой европейцы все же пытаются бороться. Недавно Финляндия и Эстония договорились построить на своих берегах Финского залива СПГ‑терминалы и соединить их газопроводом, что позволит странам отказаться от покупки газа в России.
Сегодня в Европе работает 21 такой терминал, шесть из них находятся в Испании. Недавно эта страна сообщила, что в перспективе сможет поставлять в ЕС до половины всего объема газа, который сегодня прокачивается из России через Украину, если соседи согласятся инвестировать в создание необходимой инфраструктуры.
“Если [крымский] кризис что‑то и показал, так это то, что интерконнекторы полезны не только для Испании и Португалии, но и для всей Европы”, — отметил министр промышленности и энергетики Испании Хосе Мануэль Сориа.
Это подводит к главному вопросу: откуда взять альтернативный российскому газ. Вот здесь в игру и вступают США. Ну, или не вступают. Мнения экспертов разделились.
На стартовой прямой
“Америка вряд ли отправит Европе какое‑либо значимое количество сланцевого газа в течение ближайших лет. Выглядит сомнительной и способность США обеспечить ЕС полным объемом необходимого ему газа”, — говорит Корреспонденту доцент в области глобальной энергетики Лондонского университета Гаральд Хойбаум.
США действительно обладают большими запасами очень дешевого газа. Цена одной энергетической единицы в Штатах в два раза ниже, чем в Европе и в три раза — чем в Азии. Но массовый экспорт СПГ из США на данный момент серьезно осложнен сразу несколькими факторами.
Во‑первых, это крайне сложная разрешительная система. Между Штатами и Евросоюзом нет договора о Зоне свободной торговли, что делает получение экспортной лицензии еще более затруднительным. Из десятков компаний, подавших заявки на получение такого разрешения, предварительное добро от департамента энергетики получили лишь семь, а окончательное — всего одна, Cheniere Energy Inc, которая планирует начать отгрузки из своего СПГ‑терминала Sabine Pass Луизиане в конце 2015 года.
При этом нет никакой гарантии, что газ направится в Европу: условия лицензирования позволяют компаниям самим решать, кому продавать свою продукцию, а ее транспортировка через Атлантику может повысить цену вдвое, что значительно снизит конечную выручку.
“Многие поставщики предпочли бы продавать на азиатские рынки, а не в Европу из‑за высшей цены”, — объясняет изданию авторитетный израильский энергетический эксперт Джина Коэн.
Кроме того, упрощению процедуры лицензирования противятся американские зеленые, имеющие в стране весьма заметный вес, на чью поддержку на предстоящих осенью выборах в конгресс рассчитывает и сам Обама. От возможного начала продаж газа по всему миру не в восторге и местные промышленники, которые опасаются роста цен на голубое топливо внутри США.
Но если американские власти теоретически могут принять политическое решение и разрешить массовый экспорт газа за пределы Зоны свободной торговли, то быстро начать сам процесс не получится по причине того же отсутствия инфраструктуры.
До недавнего времени США сами были импортером, поэтому их СПГ‑терминалы в основном предназначены для получения и регазификации газа, а не для его сжижения и закачки в танкеры. Переоборудование таких терминалов и постройка новых уже начались, но это все равно займет не один год и потребует не один миллиард долларов.
Хотя, несмотря на существующие проблемы, многие эксперты сходятся во мнении, что в мире уже запущен масштабный процесс, способный радикально изменить топливную картину планеты. Рано или поздно США начнут массовую продажу СПГ, что приведет к появлению пока не существующего феномена — единого мирового газового рынка, а заодно и газовых бирж, функционирующих по примеру нынешних нефтяных.
Сегодня в мире работают три главных рынка газа, связанных между собой относительно слабо: европейский, получающий основное количество топлива по трубам, азиатский, потребляющий преимущественно сжиженный газ (только Япония покупает 40 % всего СПГ в мире), и американский.
В случае если США направят большинство своих газовых танкеров в Азию, это вытеснит оттуда нынешних поставщиков, которые не смогут конкурировать с дешевым американским топливом и будут вынуждены обратить свой взор на Европу.
Все это может привести к еще одному принципиально важному моменту — отвязке стоимости газа от цен на нефть и началу формирования цен по законам спроса и предложения.
“Это [отвязка газа от нефти] потенциально может способствовать радикальным изменениям для зависящих от импорта потребителей газа, таких как Япония и Западная Европа, путем снижения их расходов на энергию и освобождения их от газовых монополистов, таких как российское чудовище Газпром, который никогда не стеснялся использовать свои природные ресурсы в качестве геополитического оружия для продвижения интересов России”, — говорится в отчете бывшей чиновницы из администрации Обамы Элизабет Розенберг, опубликованном 6 февраля и призывающем США как можно быстрее выйти на энергетический рынок.
Европейское чучхе
Между тем, несмотря на потенциально хорошие перспективы, на их полноценное внедрение уйдет не один год, а Европа стремится получить максимальное ослабление зависимости от России в наиболее короткие сроки. По мнению экспертов, это вполне реально.
“Европа и далее будет нуждаться в импорте больших и даже возрастающих объемов газа. Тем не менее существуют шаги, которые Европа может предпринять и уже предпринимает для увеличения если не независимости, то хотя бы безопасности в поставках и ощущения спокойствия относительно того, что покупка российского газа принесет Европе больше выгод, нежели проблем”, — уверяет Коэн.
По словам эксперта, в первую очередь нужно сделать следующее: увеличить газовые хранилища для резервирования топлива на случай кризисов; построить двусторонние интерконнекторы, которые позволят всем странам Европы поддерживать друг друга при возникновении проблем; возвести больше СПГ‑терминалов; максимально применять методы энергосбережения и энергоэффективности.
Кроме того, считает Коэн, европейцам стоит задуматься о частичном замещении газа технологией чистого угля, возобновляемыми источниками энергии, собственным сланцевым газом и даже атомной энергетикой.
Особенным образом вся эта ситуация касается Украины. Если Европе удастся снизить зависимость от российского газа, наша страна потеряет значительную часть доходов от его транзита. Вопрос обретения энергетической свободы стоит в Украине еще острее, чем в ЕС, ввиду отсутствия альтернативы все дорожающим российским поставкам.
Остается лишь надеяться, что столь долгожданный украинский СПГ‑терминал все же будет построен, а разведка на месторождениях сланцевого газа, проводимая компаниями Shell и Chevron в Харьковской и Ивано‑Франковской областях, принесет обещанные результаты.
***
Этот материал опубликован в №13 журнала Корреспондент от 4 апреля 2014 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.