Русская служба Deutsche Welle,
25 декабря 2014, 04:00
Несмотря на то, что Беларусь первой возглавит ЕАЭС, особого удовлетворения у президента Лукашенко нет.
Ранее предполагалось, что 23 декабря в Москве одновременно пройдут сразу три саммита - ЕАЭС, Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Высшего госсовета Союзного государства Беларуси и России (СГ). Однако Александр Лукашенко ранее резко возражал против проведения саммита СГ в один день с остальными мероприятиями. Итоги саммитов ЕАЭС и ОДКБ также не вызвали большого оптимизма у белорусского лидера. А прочие представители властей Беларуси и вовсе не комментируют результаты этих встреч.
Накануне саммитов
Александр Лукашенко поехал в Москву с целым ворохом проблем. Это и ограничения поставок в Россию продукции белоруской мясомолочной промышленности по требованию Россельхознадзора (это учреждение нашло изъяны даже в произведенной в Беларуси пищевой соли), запрет на транзит через территорию России грузов, следующих из Беларуси в третьи страны и так далее. Лукашенко подверг критике политику России в части ограничения поставок белорусского продовольствия, назвав ситуацию с этими ограничениями проявлением "глупой и безмозглой политики".
В свою очередь, белорусская сторона установила контрольные пункты на административной границе с Россией, в результате чего грузовики со стороны РФ должны ожидать очередь на досмотр белорусскими таможенниками по двое суток. Кроме того, Беларусь за пару дней до саммитов перекрыла транзит через свою территорию продукции электронной промышленности из Калининграда.
Единственный сюрприз
Однако ни одна из вышеперечисленных проблем на переговорах в Москве решена не была. По мнению политического обозревателя Романа Яковлевского, главным итогом саммита ЕАЭС является "путинский сюрприз", заключающийся в том, что Беларусь первой будет председательствовать в ЕАЭС с 1 января 2015 года.
Президент России при этом "пожелал успеха белорусским друзьям". "Я вижу в этом путинскую хитрецу. Что касается ОДКБ, где председательство перешло к Таджикистану, то все равно Москва остается главным гарантом безопасности всех режимов, которые входят в эту структуру", - отмечает эксперт.
Единственная интрига
Политолог Валерий Карбалевич считает, что эти саммиты были дежурными малоинтересными мероприятиями. Если бы не одна интрига. А именно то, что накануне приезда в Москву президенты Беларуси и Казахстана демонстративно съездили в Киев. "То, что накануне, и то, что один за другим, это совершенно очевидно было сделано в пику Москве", - уверен собеседник. По его словам, это свидетельствует о недовольстве союзников позицией, которую занимает Россия, той политической войной, которую она ведет против всего мира.
Высказывания Лукашенко в адрес России по итогам саммита ЕАЭС Карбалевич назвал осторожно раздраженными. "Что касается нерешенных вопросов, то свободного движения товаров у нас в полном объеме пока как не было, так и нет, и скрывать это нам нечего, - заявил Лукашенко на итоговой пресс-конференции. - Вопреки всем международным нормам нам запретили транзит товаров с белорусской территории. Это все сделано в одностороннем порядке, без каких-либо консультаций, минуя Евразийскую экономическую комиссию и, более того, как стало известно в результате сегодняшних переговоров с Владимиром Владимировичем, - и без его согласия". Лукашенко констатировал, что отношения внутри Таможенного союза и ЕЭП проходят через серьезнейшие испытания: "Есть вопросы, однозначных ответов на которые, к сожалению, пока нет. А время их уже настоятельно требует".
Торг возможен
Аналитик Александр Класковский полагает, что раздражение Лукашенко может быть вызвано и неготовностью России в сложной для нее экономической ситуации снова разбрасываться ресурсами ради поддержки союзников, в том числе и официального Минска. Но, даже несмотря на падение привлекательности ЕАЭС в связи с истощением московского ресурса, белорусскому руководству некуда деваться, считает эксперт.
Тут возможен торг, своеобразный бартер. "Неслучайно 23 декабря министр обороны России Сергей Шойгу заявил о планах по увеличению количества российских военных самолетов и вертолетов на авиабазе в Беларуси. Вероятно, Беларусь что-то получит за увеличение российского присутствия на этом плацдарме", - полагает Класковский.
Перспективы у ЕАЭС есть
Старший аналитик Белорусского института стратегических исследований (BISS, Вильнюс) Денис Мельянцов обращает внимание, что ЕАЭС, несмотря на свое название, союз больше политический, чем экономический. Поэтому он будет существовать при любых раскладах, как и союзное государство Беларуси и России. "Это демонстрация Россией того, что она тоже может создавать интеграционные блоки, где присутствуют другие страны - Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Армения", - отмечает собеседник.
Кроме того, говорит он, нужно иметь в виду мотивы Казахстана и Беларуси для участия в ЕАЭС. Это, с одной стороны, российские преференции, и с другой стороны, российский рынок. В следующем году многое будет зависеть от экономического состояния России. "Если Россия не сможет предоставлять все те преференции и сервисы, которые от нее хочет Беларусь, то последняя будет больше смотреть на Запад, Тем не менее, с большой долей вероятности можно утверждать, что ЕАЭС будет существовать и развиваться", - подчеркнул Мельянцов.