UA
 

Мне не стыдно. Интервью с Семеном Семенченко

Корреспондент.net,  25 апреля 2016, 11:20
245
66433
Мне не стыдно. Интервью с Семеном Семенченко
Фото: Дмитрия Никонорова
Семен Семенченко разочарован тем, что олигархи продолжают как и раньше влиять на политику в стране

Семен Семенченко, нардеп от Самопомочі, дал интервью журналу Корреспондент.

С бывшим комбатом батальона Донбасс мы встретились на открытом воздухе, пишет Алиса Светлакова в №16 издания от 22 апреля 2016 года.

Семенченко пришёл в куртке милитари и берцах, ивыбранный им стиль лишь подчеркнул некую связь с прошлым, событиями двухлетней давности, когдаего батальон одни рядили в карателей, другие — в истинных патриотов.Комбат сейчас с головой в ушёл в политику, правда, стало ли ему от этогоспокойнее жить — большой вопрос.

Дым без огня

- С вашим именем связано немало скандалов. Легко ли жить с таким грузом?

- Началось всё весной 2014 года – тогда целая организованная группа в России занималась дискредитацией добровольческого батальона Донбасс. Распространялись слухи, что мы продаём человеческие органы, что мы каратели мирного населения. Серьёзно к этому я не относился – это из серии про распятых мальчиков, изнасилованных снегирей и эпилептических пенсионерок.

А в украинской прессе всё началось – я точно помню дату – 5 сентября 2014 года.

Именно тогда были заключены Минские соглашения, а я  пошел в политику, в Самопоміч, и стал требовать наказать генералов за Иловайск.

Сразу же в мой адрес посыпались «разоблачения». Я думаю, что к этому по-прежнему причастны и спецслужбы РФ, только с сентября к ним присоединились ещё и те, кто находится в Украине, в частности, финансовые кланы. В декабре 2014-го, к примеру, показали себя силы, имеющие отношение к Ринату Ахметову. Он за нас ввязался, когда мы остановили гумконвой с условием – пропустим в обмен на освобождение пленных. Пленных тогда отпустили, конвой проехал. Вроде все хорошо – но система заработала.

Зимой 2015-го мы объявили, что Дебальцево – это Иловайск № 2 – те же люди руководят операцией, допускаются аналогичные ошибки. И опять грязные публикации…

Я не один такой, главный военный прокурор Украины Анатолий Матиос специализируется на дискредитации новой полиции, добровольцев. Тем не менее я не удивлюсь, если следующее интервью вы у меня будете брать из-за решетки.

Ни один из раздутых скандалов не подтверждён фактами, всё это просто создаёт дым без огня, некий образ, чтобы люди меньше доверяли.

Фото Дмитрия Никонорова 

- У вас никогда не возникало желания наказать ваших обидчиков. Дать им в морду, например! Или взять Верховную Раду! Там ведь много политиков, которых вы считаете одиозными.

- Пока я не стал политиком, такие мысли мне в голову могли приходить. Но сейчас это кажется ошибкой. И знаете почему? Применение физической силы в Раде будет мгновенно использовано нашими оппонентами, чтобы пугать людей – опять радикалы, экстремисты. Когда в Кривом Роге были выборы, там оппоненты людям говорили: да, вы живёте в нищете, местная власть вас обирает, но эта самая власть – не такое уж зло. А вот придёт Самопоміч и наступит конец вашей тихой жизни. Так людей настраивали.

- То есть, всё, что о вас говорят, - чёрный пиар, не более того? А как тогда объяснить видео со съезда сепаратистов, на котором вы присутствуете? Тоже неправда?

- В марте 2014-го ещё и близко не было никакого ДНР, полноценная сепаратистская организация появилась месяц спустя. Соответственно, и никакого съезда сепаратистов не было. Были стихийные митинги, шумные собрания пророссийски настроенных граждан. Всё просто.

После Майдана я вернулся в Донецк и принял решение организовывать вместе с другими ребятами Донецкую самооборону. Это было в марте 2014 года. Тогда же на восток приехал Николай Якубович, на тот момент он был советником министра МВД Арсена Авакова и советником секретаря СНБО Андрея Парубия. Мы знали друг друга с Майдана, начали вместе работать. Один из вопросов, который мы обсуждали, был о бездействии милиции, которая ничего не предпринимала по отношению к так называемым русофилам.

Я ходил на митинги, чтобы понять причины бездействия милиции, оценить силы и средства, имеющиеся в распоряжении митингующих. Все данные я через Якубовича передавал в Киев Парубию и Авакову. И то, как преподносится это видео, - часть кампании, придуманной циниками для доверчивых людей. Хронология событий 2014 года уже подзабылась.

Оккупация и оппозиция

- Вы говорите, что информировали Парубия, Авакова об истинном положении дел в Донецке. Почему они ничего не предприняли?

- Это надо не у меня спрашивать. Думаю, изначально тут была игра Ахметова, так же как в 2005 году, когда его люди пытались выторговать преференции у Киева. Могу также предположить, что именно так и воспринималось происходящее во властных коридорах, -  олигархи Донбасса опять торгуются. Сейчас, конечно, видно, что была масса российской агентуры, чем и отличалась нынешняя ситуация от той, десятилетней давности. Но тогда не разглядели, возможно, из-за отсутствия опыта у части наших государственных деятелей. Или дело в договорняках, предателях, безволии, бездарности, - не хочется об этом думать. 

Если бы все вовремя спохватились, не пришлось бы создавать батальон Донбасс, и мы бы не потеряли Донецк и Луганск

Если бы все вовремя спохватились, не пришлось бы создавать батальон Донбасс, и мы бы не потеряли Донецк и Луганск.

- Но мы ведь их не полностью потеряли. На полках супермаркетов в Киеве то и дело можно найти продукцию, где в строке «адрес мощностей производства» значатся неподконтрольные территории.

- Это происходит потому, что в госорганах есть реальные пособники сепаратистов, а не выдуманные.

- А может это потому, что нет закона, запрещающего возить товары туда-сюда?

- Нет такого закона, у нас не только торговля не запрещена, у нас вообще эти территории не признаны оккупированными, не имеют такого статуса, понимаете? А в Раде всевозможными способами тормозится наш законопроект, который бы положил всему этому конец. Он невыгоден тем людям, которые сейчас при власти. Именно поэтому мы – в оппозиции.

- А кто конкретно тормозит?

- А кто у нас распределяет законопроекты в Раде? Почему наши законопроекты по году пылятся и не выносятся в зал?

Я думаю, этот вопрос следует задать руководителю парламента, руководителям парламентских комитетов, которые у нас относятся к двум политическим силам – Президента и бывшего премьер-министра.

Удачный симбиоз

- Многие считают затягивание войны на Донбассе искусственно созданной внутренней проблемой. Вы тоже так думаете?

- У нас есть такой бывший заместитель начальника главного контрольного управления администрации Президента времен Виктора Януковича, фамили – Матиос. Он занимается системным преследованием добровольцев, затягивает передачу в суд дел по Иловайску и Дебальцево, расследовав которые мы бы очень многое узнали. К сожалению, подобное сплошь и рядом. 

Существует определённое количество финансово-политических группировок, заинтересованных в том, чтобы нынешняя ситуация продлилась как можно дольше, поскольку общество в таком случае на многое не станет обращать внимание

Существует определённое количество финансово-политических группировок, заинтересованных в том, чтобы нынешняя ситуация продлилась как можно дольше, поскольку общество в таком случае на многое не станет обращать внимание, не станет задавать неудобные вопросы. Ну вы же понимаете, чуть что – война, Путин вот-вот нападет... Уже над этими вбросами украинцы иронизируют, но всё-таки сохраняют терпение.

- Вы всё время говорите о преследовании добровольцев как о несправедливости. Но ведь от информации о беспределе в зоне АТО порой волосы дыбом! Грабежи, взятки на пунктах пропуска, гуманитарка разворовывается, гильзы собирают и сдают на металлолом. Так ли уж все добровольцы безгрешны?

- Конечно, небезгрешны. Существуют проблемы, и с ними нужно бороться, и цель должна быть в том, чтобы искоренить все эти явления. Но у нас нередко цель в том, чтобы быть в доле, и поэтому борьба не приносит результата, только хуже становится.

Не может у нас прокурор АТО, который назначается главным военным прокурором, иметь роскошный автопарк автомобилей, мало того, постоянно в соцсетях демонстрировать всю эту роскошь, и при этом подавать декларацию, что живёт на одну зарплату. Откуда тогда всё это взялось? С таких людей и нужно начинать наводить порядок.

Второй вопрос - это кадровая политика. Необходимо людей назначать на должности не по критериям личной преданности, не «своих», а по профессионализму и ответственности.

- Я не понимаю, как можно поставить «своего» во главе какого-нибудь ведомства, силовой структуры. Как олигархи договариваются с властью?

- Есть такая традиция, ещё с конца 90-х годов, со времён Леонида Кучмы – тогда нынешние олигархические круги окончательно пришли к власти. С тех пор многие чиновники высшего уровня – их выдвиженцы. Это целый класс, который сопротивляется влиянию со стороны руководства страны. Чтобы их менять – судей, прокуроров, специалистов военной сферы, гражданских чиновников – требуется большая политическая воля.

Но мы видим иное – руководство страны, наоборот, опирается на старые кадры, получается такой взаимовыгодный симбиоз. Именно поэтому до сих пор не посажен ни один человек времён Януковича, тогда как с большой охотой в тюрьмы сажают добровольцев. По той же причине у нас процветает коррупция.

Фото Дмитрия Никонорова  

- Самопоміч окончательно перешла в оппозицию. А какие настроения внутри фракции? Все ли у вас согласны с таким серьезным решением?

- Мы приняли решение о выходе из коалиции, поскольку наше правительство олигархическое, и государственные решения, к сожалению, принимаются не Верховной Радой, а в центрах олигархического влияния. Всё в стране решается узким кругом лиц, а не законодательным органом. Отсюда и то, что происходит, например, масштабное разворовывание госпредприятий.

Чтобы страна пошла на поправку, требуется принятие нового закона о выборах, предполагающего, что выбирать депутатов будут по открытым партийным спискам, генпрокурор будет избираться по открытому конкурсу и состав Центризбиркома должен смениться полностью. Вы же видите, срок полномочий членов ЦИК давно истёк, а их теперь удерживают на местах для работы «в ручном режиме», для выполнения политических заказов.

Зачем участвовать в коалиции и благословлять всё это? Да, отношение у депутатов к решению фракции неоднозначное. Некоторые думают, что находясь в коалиции, смогли бы сделать больше.

- Чего вы ждёте от нового премьера?

- От перестановки слагаемых сумма не меняется. 

Назначение Владимира Гройсмана премьер-министром – это всего лишь перераспределение сил в пользу БПП. Но это не изменит олигархическую суть власти и никак не улучшит жизнь простых людей

Назначение Владимира Гройсмана премьер-министром – это всего лишь перераспределение сил в пользу БПП. Но это не изменит олигархическую суть власти и никак не улучшит жизнь простых людей. Поэтому наша фракция воздержалась от голосования за Гройсмана.

Фото Дмитрия Никонорова 

- Сейчас часто говорят, Гройсман начал свою бизнес-игру, противоречит Президенту? Как думаете, между ними реальны конфликты, соперничество? 

- Раньше они всегда выступали единым фронтом. Думаю, после назначения ничего не изменится. Какое может быть у них соперничество? У них общие цели и видение путей их достижения.

Галичанский порядок

- Давайте поговорим о выборах в Кривом Роге. Как вам удалось их так нелепо проиграть? Политики даже начали говорить, что Самопоміч сознательно сдала регион Вилкулам.

- Кто конкретно это говорил?

- В частности, Ирина Геращенко. 

- А разве она имеет какое-то отношение к Кривому Рогу? Я её не встречал ни там, ни на фронте. БПП и НФ самоустранились от выдвижения своего кандидата в этом регионе. Президент и СБУ, которая подчиняется Президенту, делали вид, что фальсификаций не было, фальсификаторов наказывать не за что.

Накануне выборов все билборды в городе были заклеены плакатами с надписью: Самопоміч прийде – галичанський порядок наведе. Даже распространялись листовки, в которых сообщалось, что Самопоміч создает учёт евреев... Людей пугали, что прилетят какие-то западные пришельцы, отберут последнее. За день до выборов привезли дополнительно 160 тыс. избирателей. В результате явка прыгнула на 15%, что стало серьёзным перекосом в пользу Юрия Вилкула.

И получается, я набрал на 50% больше голосов, чем Милобог в первом туре. Только цинизм и ложь позволяют разным спикерам рассказывать о позорном поражении Самопомочі.

- А как обстоят дела с Милобогом после скандального разоблачения?

- Он отказался идти на выборы. Мы недавно исключили его из партии, оценив «поступок» - он договаривался с Вилкулом о том, чтобы за деньги снять свою кандидатуру с выборов. С этого все и началось. И я считаю, что это предательство по отношению к избирателям. Можно было просто бросить людей, но я взял на себя ответственность за продолжение борьбы в регионе.

И мне не стыдно. 

***

Этот материал опубликован в №16 журнала Корреспондент от 22 апреля 2016 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.

СПЕЦТЕМА: СюжетыИнтервью
ТЕГИ: УкраинапарламентинтервьюполитикаСамопомічСемен Семенченко
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии