UA
 

Наказание бедных. Коррупционеры избегают люстрации

Корреспондент.net,  10 мая 2016, 09:45
43
16818
Наказание бедных. Коррупционеры избегают люстрации
Фото: УНИАН
Королевская, Кивалов и Бойко должны подпадать под люстрацию, но они беспрепятственно работают в парламенте

Закон об очищении власти даёт серьёзные сбои.

Специалисты заявляют, что чиновники нашли множество схем обхода, и теперь снова занимают свои привычные должности, пишет Алиса Светлакова в №16-17 журнала Корреспондент от 29 апреля 2016 года.

В сентябре 2014-го принятие закона Об очищении власти давало много надежд на оздоровление госаппарата, искоренение коррупционных сорняков, что якобы обещало автоматически улучшить жизнь. Однако с первых месяцев работы люстраторы стали нервничать: в госведомствах руководство неохотно и очень выборочно проводило проверку своих подчинённых, а завсегдатаи роскошных кабинетов и вовсе научились возвращаться на пригретые местечки после того, как их люстрировали.

Три люстрационных богатыря

Есть распространённое утверждение: Венецианская комиссия раскритиковала украинский Закон Об очищении власти. Неофициально Корреспондент услышал по этому поводу, что  юристы авторитетного международного органа указали Украине на лазейки (скорее, даже огромные тоннели) в законодательстве, которыми могут воспользоваться люстрируемые, чтобы восстановиться на своих постах.

Изначально в 2014 году рассматривалось два варианта люстрационного законодательства – мягкий и жёсткий. Именно под влиянием выводов Венецианской комиссии жёсткую люстрацию отклонили, точнее, внесли в её проект многочисленные правки. Наверное, лазеек стало меньше, да только ведь и одной будет достаточно… 

Массовый возврат уволенных в рамках процесса очищения власти на свои прежние места работы приобрёл такой широкий масштаб, что никто точно даже подсчитать не может, сколько людей вернулись, заручившись решениями суда

В итоге массовый возврат уволенных в рамках процесса очищения власти на свои прежние места работы приобрёл такой широкий масштаб, что никто точно сейчас даже подсчитать не может, сколько людей вернулись на свои должности, заручившись решениями суда.

Отчасти всё дело в структуре главного органа страны, ответственного за «очищение» - Департамента по вопросам люстрации. Там работают три человека. Фиксировать восстановившихся у них нет ни сил, ни времени, да и обязанностью такой Департамент не наделён. 

«Скажем откровенно, три человека, которые работают в Департаменте люстрации, физически не в состоянии охватить весь объём работ, и они должны были об этом заявлять, кричать, требовать, - считает Александр Куликовский, глава ОО Всеукраинская люстрация. – А так никакие гражданские люстрационные комитеты не смогут им помочь и как-то повлиять на ситуацию».

По словам Куликовского, изначально орган, занимающийся люстрацией, должен быть независим и неподконтролен кому-либо. Наложилась местная специфика - департамент у нас подчинён Минюсту.

«Заместитель министра юстиции [Наталья] Севостьянова, которую нужно было гнать в шею, подпадала под люстрацию. Но она подделывала свои документы, заминала это дело. В итоге, пошумели – да на том всё и закончилось, - рассказывает Куликовский. - Поправки в закон не внесены, значит, самостоятельный орган не создан, в итоге некому проводить люстрацию и некому контролировать её исполнение».

Чудеса с цифрами

Сценарий очищения власти от пережитков режима Януковича провален. Это признают многие, кроме чиновников. "В прокуратуре на самом деле люстрация сработала, но есть исключительные случаи, и они вопиющие, однако это исключения… Такая же ситуация и в МВД", - заявила на одном из брифингов директор Департамента по вопросам люстрации Татьяна Козаченко.

Не верится! Изначально планировалось проверить 700 тыс. чел., примерно 100 тыс. попало бы под люстрацию. Фактически под люстрацию попало 927 чел., это меньше 1%. Таковы данные из официального реестра. Из него такжеследует, ещё 2.557 человек уволились сами.

Получается, на самом деле люстрированных гораздо меньше, чем намечалось. Мало того, их гораздо меньше, чем сообщают в своих отчётах сотрудники Департамента по люстрации. Так, по утверждению Козаченко, из 700 тыс. чел., изначально подлежавших люстрационной проверке, 5 тыс. увольнялись автоматически. Она же отмечает, что 80% из них уже уволены. 80% - этокак раз4 тыс. чел.,то есть и те, кто действительно был уволен, и те, кто решил уволиться сам.Еще Козаченко заявляет, что нигде, кроме МВД, тех, кто подлежит автоматической люстрациине осталось.

Кстати, в МВД, по данным Минюста, люстрацию откровенно саботируют. Там по-прежнему продолжают работу 384 сотрудника, которые должны быть уволены.

Небольшое уточнение: в соответствии с законом существует две категории люстрации - автоматическая и имущественная. Под автоматическую люстрацию подпадают те, кто проработал в период президентства Виктора Януковича на постах руководителя госоргана или первого зама более 12 месяцев. Вторая категория – имущественная. Это когда человек вроде бы на высоких должностях не сидел, но в дерибане госсобственности и коррупции принимал самое активное участие. Таких чиновников легко узнать по дорогим домам и автомобилям при мизерных зарплатах. Разумеется, люстрировать их гораздо сложнее.

Но бог с ними, с «имущественниками». В том, что автоматическая люстрация тоже в полной мере не сработала, говорят не только обнаруженные нами данные. Так, нардеп и председатель Общественного комитета по вопросам люстрации Егор Соболев подсчитал, что по состоянию на март текущего года на госслужбе осталось не менее 900 чел., которые не были уволены вопреки автоматической люстрации.

Ещё интереснее состав люстрируемых. Как правило, это руководители «очень среднего» звена, никому не известные и в большинстве своём ничего страшного не сотворившие. А вот топ-чиновников в люстрационном реестре – единицы. Например, бывший генпрокурор Николай Голомша, руководитель агентства по проведению Евро-2012 Владимир Ковалевский, бывший прокурор Киева Сергей Юлдашев.

«Под закон о люстрации по разным подсчетам должны были подпасть не меньше 100 тыс. чел. Из них люстрировано всего 2.557 чел. и меньше 1 тыс. уволено. То есть, оказалось, что этот закон работает для чужих, а избранные лишь умело его используют. Таким образом закон стал способом подавления реактивных социальных настроений», - считает Руслан Бортник, директор Украинского института анализа и менеджмента политики.

Увольняют честных?

Люстрация – процесс не бесконечный. Закон отвёл на него 3 года, то есть, осталось 7 месяцев всего-навсего. Если за минувшее время люстрированы менее 1% от плана, то вряд ли стоит надеяться, что за оставшееся успеют план «нагнать». Получается, пользы от «очищения власти» никакой мы не получили, зато у нас имеются теперь новые коррупционные схемы – люстрированные чиновники восстанавливаются в должностях с помощью системы денежных «благодарностей». Суд даже не нужен!

О некоторых таких схемах Корреспонденту рассказал депутат Леонид Емец: «Целый вагон и тележка таких схем! К примеру, чиновник, который знает, что не чист перед законом, увольняется накануне проведения люстрационной проверки. Точнее, увольняет его непосредственный руководитель, который действует в связке с «нечистым» подчинённым. Как только проверка завершается, люстрируемые спокойно возвращаются на рабочие места - до следующей проверки».

Ещё один простой способ, по словам нардепа, - на время проверки чиновника переводят на другое рабочее место. Поскольку они пребывают в стадии перевода, никто их данные не проверяет.

Третий вариант, о котором рассказывает депутат, весьма любим в нынешнее время: чиновник уходит с должности, написав заявление по собственному желанию, а назад возвращается в качестве советника, то есть, не является штатным сотрудником, соответственно, проверкам не подлежит. Но при этом он продолжает работу в том же кабинете, а его бывший помощник, который номинально стал руководителем, сидит в пыльной каморке и не имеет права принимать ни одного решения и ставить ни единой подписи без разрешения реального шефа.

«Есть вариант с получением справки о статусе участника АТО, которая является своеобразным иммунитетом от люстрации, - продолжает Емец. - Этим методом чаще всего грешат сотрудники прокуратуры. Они буквально на один день заезжают в АТО, им там ставят печать, после чего они уже считаются участниками операции».

Все эти схемы требуют щедрых финансовых подарков руководству, с разрешения которых они и проводятся. И что же получается? Избежать люстрации удаётся всем, у кого есть финансовый резерв

Разумеется, все эти схемы требуют щедрых финансовых подарков руководству, с разрешения которых они и проводятся. И что же получается? Избежать люстрации удаётся всем, у кого есть финансовый резерв. А вот те, кого угораздило поработать на госслужбе при Януковиче на одну зарплату (а таких разумеется, немало), украсили статистику люстрационного реестра. То есть, уволены.

А судьи кто?

Отдельная история – восстановление в должности по решению суда. Действуют таким образом в первую очередь те, кто не боится огласки. Более того, всячески эту огласку провоцирует. Еще интереснее факт: вереница «восстановленцев» тянется непосредственно к трём судьям Киевского окружного админсуда, которые не только без проблем восстанавливают люстрированных в должности, но ещё и обязывают госпредприятия выплатить истцу компенсацию за весь вынужденно пропущенный срок работы. Подкопаться к этим судьям не так-то просто, они используют коллизию в законодательстве.

Козаченко объясняет:  из общего количества люстрированных госдеятелей обжаловать увольнение удалось более трети чиновникам. Первопроходцем в этом деле стала непотопляемая Людмила Демченко, которая работала руководителем Госфискальной службы Киева. Суд мотивировал свое решение тем, что Демченко вообще не подпадает под критерии закона о люстрации, поскольку действие соответствующего закона на ГФС и вовсе не распространяется. Потом решением суда на насиженные места вернулись бывшие сотрудники Нацбанка и МВД.

У тех, кто хотя бы минимально разбирается в юриспруденции, иллюзий относительно исполнения закона не было изначально, говорят нам общественные активисты, следящие за тем, как идет люстрация. И уточняют: в Раде сидит масса представителей режима Януковича, которые совершенно спокойно, без тени сомнения  принимают «нужные» законы и срывают «ненужные».

«Одной из рекомендаций Венецианской комиссии было внесение пункта, который позволил бы люстрировать чиновников на выборных должностях – мэров, депутатов всех уровней и представителей Конституционного суда, - объясняет Куликовский. - Конечно, эту поправку никто не внёс, а потому в Раде сидят заявленные на люстрацию 21 депутат, хотя их там на самом деле гораздо больше. Их следовало вообще не допускать к избирательному процессу. Но тогда все говорили, что лучшая люстрация – это выборы. И кого мы выбрали? Вернули в Раду тех, против кого боролись».

В список нардепов, подлежащих люстрации в случае внесения правок, попадают Юрий Бойко, Наталья Королевская, Сергей Кивалов, Михаил Добкин, Александр Вилкул, Нестор Шуфрич и другие.

Эти политики никогда правки к люстрационному законодательству, конечно, не поддержат. Но их голосов недостаточно. То есть, кто-то помогает? А кто? Как говорится, вопрос риторический. Очень может быть, что те же люди, которые, ограничив срок проведения люстрации тремя годами, набрали в Департамент люстрации троих сотрудников.

Есть и другие нюансы. Например, у нас в ведомствах люстрацией занимается непосредственный руководитель, в том числе на местном уровне. «Получается, у нас сейчас глава СБУ, скажем, в Днепропетровской области, проводит у себя в ведомстве люстрационную проверку. Вы верите в её честность? Я точно нет, - говорит Куликовский. - Кто из подчинённых может заплатить начальнику СБУ или милиции, чтобы сохранить за собой должность? Лишь те сотрудники, которые отличились активным использованием коррупционных схем. А кого увольняют? Исключительно тех, кто фактически живет на одну зарплату и не имеет возможности заплатить своему руководителю, чтобы сохранить работу».

Общественный люстрационный комитет, возглавляемый Егором Соболевым, более оптимистично смотрит на протекающие процессы. В опубликованных ими списках людей, от которых власть должна очиститься, - множество знакомых фамилий и фотографий. Например, в Администрации президента сейчас работает Алексей Днепров, который в своё время был заместителем у министра образования и науки Дмитрия Табачника. Однако добраться до сотрудников АП люстраторам не позволяет отсутствие полномочий.

В марте в Раде зарегистрировали изменения к закону Об очищении власти. Замечания разработаны с учетом поправок Венецианской комиссии: законопроект предполагает обязательную люстрационную проверку кандидатов на пост Президента Украины, в народные депутаты, а также в депутаты областных, районных, городских, сельских и поселковых советов и кандидатов на должности поселковых, сельских и городских голов. Помимо этого, в правках предусмотрено, что люстрацией должен заниматься орган со специальным статусом, не подчинённый никому.

Хотя даже в обновлённой версии законопроекта сохраняется возможность получения для чиновников иммунитета от люстрации путем получения статуса участника АТО. Да, и вот ещё что: в кулуарах поговаривают, что этот законопроект голосов не наберёт. Так ли это, пока говорить рано, поживём – увидим.


Мнение

Руслан Бортник, директор Украинского института анализа и менеджмента политики:

Изначально этот закон был просто пиар-флагом, попыткой власти снять социальное напряжение, канонизировать ту социальную агрессию, которая была после Майдана. Мусорные люстрации, которые начались в определённый момент, могли перекинуться на всех чиновников, в том числе на тех, кто пришёл к власти после революции. И чтобы снять эту социальную агрессию, был принят некой пиар-флаг - закон о люстрации.

Он изначально находился вне правового поля, его раскритиковала Венецианская комиссия, многие международные организации, поскольку он не просто не соответствует Конституции Украины, а противоречит базовым демократическим принципам.

Дело в том, что закон восстанавливает несудебную форму наказания – человека могут отстранить от права занимать те или иные должности без решения суда. Отметим, что Министерство юстиции неоднократно обещало нам внести изменения в этот закон, но так этого и не сделало.

***

Этот материал опубликован в №16-17 журнала Корреспондент от 29 апреля 2016 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь

СПЕЦТЕМА: Сюжеты
ТЕГИ: Украиначиновникилюстрацияполитика
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии