Корреспондент.net,
13 сентября 2016, 16:09
Украина, не участвовавшая в саммите G20, чувствует себя победительницей. Россию вынудили продолжить диалог в нормандском формате.
В Китае завершился саммит G20, на который Украина возлагала немалые надежды, пишет Алиса Светлакова в №34 журнала Корреспондент от 9 сентября 2016 года. Форум приобрел больше военно-политический характер вместо привычного экономического, а весь мир активно комментировал испепеляющий взгляд Барака Обамы в адрес Владимира Путина.
Александр Скипальский, экс-замглавы СБУ считает, что во время G20 Путина с помощью закулисных интриг вынудили согласиться на переговоры с Петром Порошенко:
«Путина, скажем мягко, «убедили» в необходимости проведения встречи с Президентом Порошенко. Безусловно, завершению войны России с Украиной в любом случае должны предшествовать переговоры между руководством обеих стран. Причем, при желании этот вопрос можно решить даже в формате «минских соглашений». У нас и внутри страны есть немало проблем, решение которых затягивается. И если бы эти вопросы были решены, безусловно, мы были бы намного сильней, влиятельнее и с нашей позицией считались бы гораздо больше».
Путин с огромной неохотой заявил, что не против общения с Петром Порошенко. «Куда деваться, наверное, придется общаться» - сказал он, наигранно вздыхая. После чего фраза «куда деваться» вытеснила из обихода перл Медведева «вы держитесь там».
После августовских диверсий в Крыму, когда Путин говорил о бессмысленности переговоров в «нормандском формате», смягчение риторики президента РФ эксперты называют настоящей победой для Украины.
«Для Украины это возвращение или реанимация «нормандского формата» и это самое главное достижение саммита в решение российско-украинского конфликта, - считает политолог Вадим Карасев. - Не следует преувеличивать его эффективность, но время показало, что на сегодняшний день это оптимальный формат переговоров, на который есть надежда».
Политолог уверен, что переговоры на саммите в Китае можно назвать полноценным успехом для нашей страны, поскольку в последнее время перед Украиной открывались печальные перспективы.
«Были две возможные опции: либо Россия договаривается о завершении конфликта без участия Украины, напрямую с Западом, либо же Запад умывает руки и оставляет Украину один на один с РФ, - продолжает Карасев. - К счастью, после саммита стало понятно, что оба эти неприемлемые для Украины сценария аннулированы, а Меркель и Олланд настояли на том, чтобы Россия вернулась к переговорам в «нормандском формате. И хотя украинский вопрос не был главным на встрече лидеров в Китае, тем не менее, нам он принес очень позитивный результат. Таким образом Запад поддержал Украину, не бросил ее».
Президент Франции Франсуа Олланд анонсировал проведение саммита между Германией, Францией, Россией и Украиной в ближайшие недели.
Категоричный Обама
Очередным положительным поворотом для Украины стало также категоричное заявление президента США относительно продления санкций против России, срок действия которых истекает 15 сентября. США заявили, что не откажутся от ограничений, пока не будут выполнены «минские соглашения». Плюс ко всему американцы расширили санкционный список, внеся в него дополнительные пункты.
“Для обеих сторон важно попробовать воспользоваться этой возможностью в ближайшие недели, окончательно доработать соглашение и продумать порядок, в котором этот документ будет воплощен в жизнь. Нам надо будет посмотреть, действительно ли все будет сделано, либо президент Путин чувствует себя комфортно при постоянном конфликте на российско-украинской границе, несмотря на его заявления о желании найти выход", - заявил американский президент в ответ на пространную речь Путина.
Риторика Меркель, на моральную поддержку которой рассчитывал президент РФ, также была далеко не однозначной. На двухсторонних переговорах канцлер Германии дала понять Владимиру Владимировичу, что от выполнения «минских договоренностей» ему не уйти, а пока об отмене санкций говорить нет смысла.
Таким образом, результатом G20 стал факт расширения санкций против РФ со стороны США, а также вероятное продление ограничений от ЕС еще на 6 месяцев. Правда, далеко не все считают, что саммит сдвинет с мертвой точки вопрос о Донбассе.
«Украине ожидать каких-то перемен в связи с завершением G20 смысла нет. Абсолютно ничего не изменится. На саммите первостепенным вопросом однозначно была Сирия», - считает политолог Владимир Воля. В итоговом документе саммита речь об Украине действительно не идет, но в администрации Президента этот факт не помешал считать результаты встречи лидеров «двадцатки» очередной победой.
"Это большое достижение Президента Украины, украинской дипломатии, так как именно перед саммитом, а мы знали, что будет вынесен вопрос по Украине, мы провели достаточно интенсивную дипломатическую артподготовку для того, чтобы этот вопрос был обсужден и обсуждался в нужном для нас русле. Мы достигли главной цели - за нашей спиной никакие вопросы относительно Украины не решались, без нашего согласия", - отметилзамглавы администрации президентаКонстантин Елисеев.
***
Этот материал опубликован в №34 журнала Корреспондент от 9 сентября 2016 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.