Фото: AP
Самолет упал во время отработки элемента экстренного снижения
Причиной катастрофы самолета Ан-148-100Е в Белгородской области 5 марта, в которой погибли 6 человек, был человеческий фактор. Такое мнение высказал АРМС-ТАСС источник в российском авиапроме.
По его данным, авария произошла во время тренировочного маневра - экстренного снижения с 9 тыс. до 5 тыс. метров, который отрабатывался в рамках обучения пилотов из Мьянмы. В то же время, по словам эксперта, летчик-инструктор не имел права на проведение инструкторских полетов без соответствующего разрешения. Кроме того, по предварительной информации, вместо двух пилотов-инструкторов, как требует руководство по летной эксплуатации, на борту был только один.
При отработке экстренного снижения в самолете возникла техническая неисправность (отказ измерителя скорости полета - прим. АРМС-ТАСС). "Однако в современной авиации абсолютно вся техника дублируется, и пилот немедленно извещается о неисправности", - пояснил специалист.
Это подтвердил и заслуженный летчик-испытатель Рубен Есаян. "На этом самолете данные датчика скоростей, расположенного по правому борту, идут правому летчику, а данные датчика по левому борту идут левому летчику. Одновременно они выйти из строя не могли", - сказал он.
Согласно предварительным данным расследования катастрофы известно, что дублирующий прибор давал абсолютно правильные показания. Однако кабина потерпевшего крушение самолета была в англоязычном исполнении, в связи с чем пилот-инструктор мог неправильно истолковать световые и звуковые сигналы приборной панели.
"У самолета есть дополнительные приборы. Это указатель перегрузки, указатель углов атаки. Опытный летчик-испытатель по углам атаки может выполнить все режимы полета. Мы знаем каждый режим при определенном угле атаки и скорость, на которой он выполняется. Если это были линейные летчики, которые не обучены использованию данных углов атаки, то это была бы проблема.
Но здесь речь идет о профессиональном летчике-испытателе", - отметил летчик-испытатель, герой России Магомед Толбоев. Ан-148-100Е изготовлен ОАО Воронежское акционерное самолетостроительное общество (ВАСО) по заказу ВВС Республики Мьянма. Расследование авиакатастрофы ведет комиссия под руководством замминистра промышленности и торговли Дениса Мантурова. Отрабатываются версии: человеческий фактор, отказ оборудования, некачественное топливо или совокупность этих факторов.
Напомним, транспортный Ан-148 разбился 5 марта в деревне Гарбузово Алексеевского района Белгородской области РФ во время тренировочного полета, который он совершал в паре с другим Ан-148. Обе машины готовились к передаче ВВС Мьянмы по контракту между правительством этого государства и российской Объединенной авиастроительной корпорацией. Машина была модифицирована для военно-транспортных целей.
В результате катастрофы погибли все шесть человек, находившиеся на борту: летчики-испытатели ВАСО Юрий Зубрицкий и Владимир Ясько, инженеры Александр Королев и Анатолий Самошкин, а также два пилота ВВС Мьянмы - Тейн Лин Аунг и Зау Хтун Аунг.
Ранее сообщалось, что российские следственные органы проверяют четыре основные версии причин катастрофы Ан-148: ошибка пилота, заводской брак, некачественное топливо и террористический акт.
По материалам : АРМС-ТАСС