Русская служба Би-би-си,
2 марта 2013, 08:01
Смерть трехлетнего мальчика из России Максима Кузьмина, усыновленного в США супругами Лорой и Аланом Шатто, стала результатом несчастного случая, объявил прокурор округа Эктор штата Техас Бобби Блэнд.
Судебные и полицейские власти округа Эктор созвали специальную пресс-конференцию, на которой огласили результаты официального расследования причин смерти Максима.
По словам прокурора округа, Макс Шатто, как стали называть мальчика в США, умер из-за внутреннего разрыва артерии, который стал следствием травмы, нанесенной ребенком самому себе. Блэнд также сообщил, что синяки на теле мальчика тоже были результатом нанесенной им самому себе травмы, а не постороннего вмешательства.
"Четверо врачей пришли к одному и тому же выводу - [смерть мальчика] стала результатом несчастного случая. Мы должны принять это как факт", - цитирует Блэнда агентство Ассошиэйтед пресс.
Никаких психотропных веществ в организме ребенка найдено не было, добавил прокурор.
Адвокат семьи Шатто Майкл Браун сообщил, что согласен с тем, что "это был несчастный случай", подчеркнув, что он "всегда говорил это".
Астахов стоит на своем
Уполномоченный при российском президенте по правам ребенка Павел Астахов считает, что МИД, Генпрокуратура и Следственный Комитет должны затребовать все материалы о гибели мальчика.
"Ускоренное расследование в Техасе - Максим Кузьмин убил себя сам. Обещанная через 8 недель экспертиза не понадобилась. Правосудие торжествует?" - написал Астахов в своем Twitter.
"Синяки исчезли, лекарства рассосались, приемных родителей оправдали, власти отказались от претензий, 3-летний мальчик стал жертвой Большой политики", - утверждает уполномоченный по правам ребенка.
Вскоре после появления в России известий о смерти мальчика Астахов заявил, что приемная мать из Техаса кормила ребенка из России психотропными препаратами, а перед смертью сильно избила его.
Уполномоченный МИД России по правам человека Константин Долгов, ссылаясь на "американскую службу соцзащиты", сообщил 21 февраля, что мальчик "погиб в доме усыновителей в штате Техас в результате жестокого обращения со стороны приемной матери".
"Умерить эмоции"
Шериф округа Эктор Марк Доналдсон сообщил на пресс-конференции, что расследование продолжается.
При этом, по словам прокурора Блэнда, после того как следователи закончат свою работу, он встретится с ними и примет решение, будут ли предъявлены приемным родителям мальчика обвинения в небрежном надзоре или причинении вреда ребенку по ошибке.
Генеральный консул России в Хьюстоне Александр Захаров заявил, что прежде чем комментировать слова прокурора и шерифа техасского округа, он хотел бы увидеть официальное заключение властей по поводу смерти Максима.
В то же время власти в России еще ранее стали делать более осторожные заявления по поводу смерти мальчика. Так, 22 февраля пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что квалифицировать смерть Максима Кузьмина в США как убийство или несчастный случай нельзя, пока не будет доказательств.
"Я в данном случае считаю необходимым немного умерить эмоции. Однозначным является факт смерти ребенка, что уже является трагедией, способной вызвать самый широкий общественный резонанс в российском обществе, что уже произошло. Но квалифицировать как убийство или как несчастный случай нельзя до тех пор, пока не будет доказательств. Очевидным и неоспоримым является одно - на теле ребенка были действительно обнаружены синяки. Происхождение этих синяков судмедэкспертиза, как мы надеемся, установит", - сказал Песков в интервью телеканалу "Дождь".
При этом тогда же, 22 февраля, несмотря на призывы американских властей не спешить с выводами о причинах смерти Максима Кузьмина, российская Госдума заявила, что мальчика убили.
В обращении к конгрессу США депутатов Государственной думы говорилось, что Нажатьсмерть Макса Алана Шатто была убийством, хотя обстоятельства его смерти до конца не были ясны, а результаты судебно-медицинской экспертизы полиция штата Техас на тот момент не обнародовала.
Смерть во дворе
Максим Кузьмин умер в больнице города Одесса в штате Техас 21 января. Спустя четыре недели об этом случае сообщил уполномоченный по правам ребенка в России Павел Астахов.
Приемная мать Максима Кузьмина заявила полиции, что 21 января обнаружила мальчика в бессознательном состоянии во дворе, где он до этого играл со своим младшим братом.
По словам шерифа, Лора Шатто рассказала, что в тот день она сидела дома, а дети играли во дворе. В какой-то момент она вышла на улицу, увидела Максима лежащим на земле и немедленно вызвала скорую помощь. Мальчик был доставлен в больницу, где через короткое время скончался.
Шериф сообщил, что полиция прибыла к дому Шатто как раз в тот момент, когда от него отъезжала машина скорой помощи.
Ранее со ссылкой на судмедэкспертов сообщалось, что на теле трехлетнего Максима были обнаружены синяки, однако назвать причину их появления врачи пока затруднились.
В обращении к конгрессу США депутаты Госдумы потребовали вернуть на родину младшего брата Максима, Кирилла.
Тесное взаимодействие
Шериф техасского округа Эктор Марк Доналдсон ранее объяснил, что у российских официальных лиц нет никаких оснований говорить о насильственной смерти маленького Максима. По словам шерифа, всю информацию об этой трагедии российские официальные лица и средства массовой информации получали от его ведомства, а также от Cлужбы защиты детей (Child Protective Services) Техаса, и ни о каком насилии, тем более - убийстве, эти учреждения не сообщали.
Американское посольство в Москве назвало смерть Максима Кузьмина трагедией и одновременно бросило упрек российским политикам.
"Было бы безответственно делать выводы относительно этой смерти или возлагать на кого-либо вину до того, как будут проанализированы результаты вскрытия и проведено расследование", - говорилось в заявлении на сайте посольства.
При этом отмечалось, что Государственный департамент США и местные власти тесно взаимодействуют с сотрудниками генерального консульства Российской Федерации в Хьюстоне, в том числе организуя доступ консульских работников к брату умершего Максима.
Источник: Русская служба Би-би-си