Американские атомные подлодки, бомбардировщики, истребители - все то, что может напугать Россию.
В эпоху холодной войны Соединенные Штаты Америки и Советский Союз боролись за мировое господство. Соперничество часто приводило к войнам, которые эти сверхдержавы вели чужими руками, но перспектива непосредственной войны пугала обеих.
Американские сценарии главным образом предусматривали использование технических преимуществ США, с помощью которых можно было свести на нет численное превосходство советских войск.
С окончанием холодной войны возможности для начала конфликта между Россией и США существенно сузились, а их колоссальные ядерные арсеналы еще больше уменьшили шансы на непосредственное военное столкновение.
Тем не менее, завершение холодной войны не положило конец великодержавной политике и не создало ничего такого, что могло бы напоминать альянс между Москвой и Вашингтоном. В двусторонних отношениях сохранялась вполне реальная и устойчивая напряженность, а в последние годы она существенно усилилась.
Поэтому американские и российские стратеги продолжают составлять военные планы, готовясь к войне друг против друга.
В своих усилиях российским военным стратегам приходится считаться с растущим техническим превосходством Америки во многих областях. И в первую очередь они думают о следующих пяти системах вооружений США, пишет The National Interest.
Атомные подводные лодки Огайо
Основа американских стратегических сил сдерживания – подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) типа Огайо.
14 лодок типа Огайо в составе ядерной триады Америки обеспечивают США "самыми мощными и устойчивыми возможностями для нанесения ядерного удара". Каждая субмарина находится в море примерно 68% времени. После 77 дней пребывания в море лодка швартуется у стенки, и начинается ее ремонт и обслуживание, на которые уходит 35 дней.
Длина лодки составляет 170 метров, ширина корпуса - 12,8 метра, а подводное водоизмещение - 18 750 тонн. Силовая установка подлодки - водо-водяной реактор с одним гребным валом. Субмарина типа Огайо может перемещаться со скоростью 25 узлов на глубине более 240 метров.
Каждая лодка вооружена 24 межконтинентальными баллистическими ракетами Trident II D-5 и четырьмя торпедами Mk48. Самое большое преимущество Trident II - ее новая система наведения по GPS, позволяющая уменьшать круговое вероятное отклонение до 90-120 метров, что в четыре раза меньше, чем у Trident C-4.
БРПЛ Trident II также имеют разделяющуюся головную часть с блоками индивидуального наведения, что позволяет им нести до восьми боеголовок.
Таким образом, у каждой ПЛАРБ типа Огайо на борту может находиться до 192 ядерных боеголовок. В целом у морских сил ядерного сдерживания США 336 ракет в ядерном оснащении.
Однако по условиям Договора СНВ-3 до 2018 года Соединенные Штаты должны деактивировать по четыре ракетных пусковых шахты на каждой лодке.
Бомбардировщик-невидимка В-2
Когда весной начала накаляться обстановка в Украине, Соединенные Штаты направили в Европу пару бомбардировщиков В-2 для выполнения полетов на небольшие расстояния. Хотя в ВВС заявили, что направлены они туда лишь с целью обучения европейских союзников, поданный России сигнал был предельно ясен.
На самом деле, бомбардировщик B-2 Spirit несомненно станет неотъемлемой составляющей в войне между Россией и США, так как "революционное" сочетание в нем технологий малозаметности, высокой аэродинамической эффективности и большой боевой нагрузки обеспечивают В-2 значительное превосходство над имеющимися бомбардировщиками типа В-52.
В условиях наличия у России современных средство ПВО особенно важно то, что В-2 обладает хорошими характеристиками малозаметности, которые обеспечиваются за счет уменьшения демаскирующих признаков инфракрасного диапазона, акустики, электромагнитных полей, визуального свойства и радиолокации.
Это серьезно повышает живучесть машины и позволяет ей преодолевать самую современную противовоздушную оборону противника.
В-2 также обладает впечатляющей дальностью полета. Имея емкость баков 75 тонн, такой самолет способен без дозаправки пролететь 11 тысяч километров, о чем сообщает главная компания-подрядчик Northrop Grumman.
Самолет летает на дозвуковых скоростях, однако практический потолок у него составляет до 15 километров, что увеличивает его возможности по наведению оружия на цель. Если вести речь о наведении на цель, то В-2 может получать информацию по перенацеливанию, находясь в воздухе.
Благодаря последним модернизациям эта машина может получать приказы от президента напрямую, причем даже после начала ядерной войны и производства первых взрывов.
В-2 также обладает колоссальной боевой нагрузкой. Каждая машина может нести на борту 20 тонн обычных или атомных бомб для поражения важных целей противника.
Это единственный самолет в составе ВС США, который способен нести боеприпас большой мощности заглубляющегося типа GBU-57 весом 13 тонн. Эта бомба перед детонацией способна пробивать 60 метров прочного бетона.
Иными словами, русские могут убежать от 20 бомбардировщиков-невидимок В-2, но спрятаться от них они не смогут.
F-22 Raptor
Этот многоцелевой истребитель будет в любом случае присутствовать на полях сражений в случае российско-американской войны.
F-22 сочетает в себе такие характеристики, как малозаметность, сверхзвуковая скорость, высокая маневренность, два двигателя и большая дальность полета. Он пришел на смену устаревшему истребителю F-15.
Но, в отличие от своего предшественника и прочих истребителей, завоевавших превосходство в воздухе, F-22 стал первым чрезвычайно малоуязвимым самолетом, который способен одновременно вести воздушный бой и действовать по наземным целям. Он может также выполнять множество других задач, включая "ведение разведки, наблюдения, рекогносцировки и радиоэлектронной борьбы".
Характеристики малозаметности самолета дополняются такими свойствами, как высокая маневренность и особенно способностью без форсажа развивать скорость, число Маха которой составляет 1,5. Передовая бортовая электроника позволяет F-22 действовать по принципу "first-look, first-shot, first-kill", первым обнаруживая самолет противника, нанося по нему удар и уничтожая его.
Иными словами, он ведет боевые действия за пределами визуальной и радиолокационной досягаемости самолетов противника. Это обеспечивается за счет внушительного арсенала вооружений F-22. Прежде всего, это шесть управляемых ракет класса "воздух-воздух" средней дальности AIM-120. Самолет также несет на борту две ракеты AIM-9 Sidewinder, которые после модернизации машины и ее вооружения получат название AIM-9Х.
В случае конфликта с Россией главная задача F-22 будет состоять в "вышибании двери" с целью обеспечения ВВС США превосходства в воздухе.
F-22 – самолет пятого поколения, поэтому он должен сыграть особо важную роль в уничтожении исключительно эффективных российских самолетов Су-35 компании Сухой. Как отметил на страницах National Interest Дэйв Маджумдар (Dave Majumdar), "Су-35 – чрезвычайно опасный противник для любого американского истребителя, за исключением самолета-невидимки F-22 Raptor компании Lockheed Martin".
Противоракетная оборона
После холодной войны неядерная военная мощь России серьезно ослабла, поэтому в интересах обеспечения безопасности страна все больше полагается на свои силы стратегического сдерживания. Поэтому, указывает Дэйв, Россия отказалась от обязательства "не применять первой" ядерное оружие и демонстрирует готовность использовать его в интересах "деэскалации" конфликтов с задействованием неядерных средств.
Именно поэтому Россия так страшится перспективы создания системы противоракетной обороны. До начала кризиса в Украине в прошлом году ПРО вне всяких сомнений вызывала самые серьезные разногласия между двумя бывшими противниками в холодной войне.
Россию особенно раздражают американские планы по размещению системы ПРО в Европе, якобы для противодействия баллистическим ракетам Ирана. При администрации Обамы противоракетная оборона театра военных действий в Европе строится на основе "поэтапного адаптивного подхода".
Если говорить конкретно, то США будут использовать корабли с боевой информационно-управляющей системой Aegis, а также наземные системы Aegis, размещаемые в Румынии и Польше, которые позволят им обеспечивать защиту от 50 баллистических ракет малой и средней дальности.
Это часть концепции "эшелонированной" системы обороны от баллистических ракет, которая также включает систему ПРО НАТО и наземную систему противоракетной обороны на маршевом участке полета (GMD), обеспечивающей защиту континентальной части США.
Ядром системы GMD, в которой используются кинетические перехватчики наземного базирования для перехвата стратегических баллистических ракет на маршевом участке полета, являются 30 ракет-перехватчиков, развернутых в Калифорнии и на Аляске.
К 2017 году их число увеличится до 44. В 14 новых противоракетах будут использоваться усовершенствованные кинетические перехватчики под названием Capability Enhancement (CE)–II. Что примечательно, США намерены развернуть больше перехватчиков на своем восточном побережье.
Элементами самого комплекса являются перехватчики наземного базирования и системы наземного обеспечения и управления огнем. В перехватчиках наземного базирования используется трехступенчатый твердотопливный носитель, рассчитанный на вывод в околоземное пространство заатмосферного кинетического перехватчика.
После пуска носитель выводит перехватчик в расчетную точку на траектории полета цели. После запуска с носителя кинетический перехватчик, "получая целеуказания от наземных радаров и бортовых приборов, сближается с боеголовкой и поражает ее".
Системы наземного обеспечения и управления огнем имеют средства связи, которые получают данные со спутников и с наземных РЛС, а затем используют их для обеспечения перехвата при помощи перехватчиков наземного базирования.
Россия утверждает, что эти системы противоракетной обороны способны нарушить ядерный баланс, нейтрализовав ее силы стратегического сдерживания. Соединенные Штаты совершенно справедливо отмечают, что американские системы ПРО ни в коем случае не смогут соперничать с тем мощным ракетным арсеналом, который имеется у России.
Но при этом они исходят из того, что Россия первой нанесет удар по США и их союзникам. Москва же опасается, что система ПРО придаст Америке больше уверенности в своих силах и возможностях по нанесению внезапного первого удара с целью уничтожения российского ядерного арсенала, и что системы противоракетной обороны сумеют перехватить те ракеты, которые не будут уничтожены в ходе первого удара. Более того, в будущем эти системы можно развивать и совершенствовать.
Союзники США
Союзники не являются "оружием" в традиционном смысле, однако сеть глобальных альянсов США существенно усилит их возможности по ведению войны с Россией. С этой точки зрения показательно то, что Россия считает главной угрозой собственной безопасности НАТО, а не Соединенные Штаты Америки.
Во-первых, союзники дают американской армии возможность развертывать передовые базы, многие из которых находятся по периметру России.
Соединенные Штаты окружили Россию сетью альянсов: НАТО в Европе, Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива на Ближнем Востоке, Япония, Южная Корея и Филиппины в Азии (Трумэн весьма наглядно продемонстрировал это Советскому Союзу во время блокады Берлина в 1948 году, проведя весьма примечательные учения ВВС).
Эти базы не просто усиливают боевые возможности США, сокращая расстояния, они дают Америке возможность для нападения на Россию со всех сторон.
Военный потенциал союзников также представляет угрозу для России. Если не считать такие страны, как Китай, Индия и Бразилия, больше всех в мире на оборону тратят американские союзники.
Хотя Соединенные Штаты часто (и справедливо) укоряют членов НАТО за то, что они выделяют недостаточно средств на нужды обороны, Североатлантический альянс даже без учета США ежегодно тратит на военные цели в три раза больше средств, чем Россия.
Германия, Франция и Британия в совокупности намного превосходят Россию по военным ассигнованиям. И это без учета таких стран, как Япония, у которой военный бюджет составляет половину российского. Ни один из союзников России не вносит такой вклад в общую военную копилку.