Почему США перестают быть единственным центром силы в мире.
В 2000 году, выступая на Генеральной Ассамблее ООН, генеральный секретарь этой организации Кофи Аннан заявил, что США должны возглавить подготовку к реализации Целей тысячелетия как ведущая мировая держава, пишет Павел Сивоконь в №26 журнала Корреспондент от 3 июля 2015 года. Тогда казалось, что Америка останется единственным центром силы на многие годы, и в ООН считали, что это государство с развитой и стабильной экономикой готово решать судьбы мира.
Сейчас эти намерения кажутся наивными. Штаты постепенно теряют свои позиции и пока не знают, как реагировать на вызовы времени. Этому есть несколько причин.
Во-первых, лидеры, которые приходят к власти в этой стране и которых будут избирать ещё много лет, боятся радикальных решений и реформ. Барак Обама – наглядная демонстрация этого. Политик, получивший рекордную поддержку избирателей и Нобелевскую премию мира сразу после избрания, мало чем запомнится своим согражданам. Разве что тем, что стал первым афроамериканцем на этом высоком посту. Но остальных надежд он явно не оправдал.
Во-вторых, Америка начала глобальную войну против терроризма, которая в итоге истощила её силы. В 2001-м, когда войска США входили в Афганистан, эксперты предрекали, что побороть терроризм как явление невозможно. С этого дня Америка потратила более $ 5 трлн и потеряла на полях сражений 5 тыс. своих солдат, но большого успеха не добилась. Более того, появление ИГИЛ бросило мировой гегемонии новый вызов, на который пока непонятно, как реагировать.
Наконец, в экономической сфере Китай почти догнал Штаты. Конечно, показатель ВВП на душу населения в Америке куда выше, но экономика Поднебесной растёт очень быстро. В этом году, по прогнозам МВФ, она увеличится на 7%.
По мнению Элен Ким из Института Брукингса, сейчас соперничество с Китаем ещё более опасно, чем когда-либо.
«Си Цзиньпин сосредоточил в своих руках управление страной – такого не было со времён Мао. И он же принял решение направить огромные денежные ресурсы КНР на военную программу», - говорит эксперт Корреспонденту.
По мнению Ким, если всё будет продолжаться такими темпами, то к 2020 году Китай построит самую крупную и современную армию на Тихом океане. При этом США нужно будет содержать контингенты в разных уголках мира.
Поэтому сейчас уже мало кто сомневается, что эпоха однополярного мира заканчивается. И причина этого не только в новых вызовах и неудачной войне с терроризмом, но и в неготовности американских политиков реагировать на эти вызовы. И адекватно воспринимать реальность, которая сложилась в мире.
Ищем лидера
В последние несколько лет система пропаганды в России рисует американских политиков некими ястребами, которые хотят поставить весь мир в зависимость от себя и окружить Москву цветными революциями. Но, по мнению международных экспертов, американские конгрессмены и президенты в последнее время как никогда зависимые и слабые фигуры.
И дело тут не в том, что страна перестала рождать настоящих лидеров, - скорее, общество не даёт запроса на их правление. Оно выбирает зависимых кандидатов, которые с большей вероятностью пойдут на компромисс, чем станут отстаивать свою точку зрения.
Гражданское общество хочет контролировать власть и выбирает тех, кто не способен установить даже подобие диктатуры или усилить свою власть. Это один из признаков демократии в ЕС и США
С точки зрения Томаса Палмера из Института САТО, это один из признаков демократии в ЕС и США. Гражданское общество хочет контролировать власть и выбирает тех, кто не способен установить даже подобие диктатуры или усилить свою власть.
Таким образом, большинство кандидатов, выступающих за сильное президентское правление, не поддерживаются обществом. Именно поэтому на выборах 2016 года главными кандидатами должны стать Джеб Буш и Хиллари Клинтон, от которых никто не ждёт сюрпризов.
В ответ на это политики стараются отгородиться от общества завесой тайны, принимая то или иное решение
В ответ на это политики стараются отгородиться от общества завесой тайны, принимая то или иное решение. Особенно заметно это стало после начала экономического кризиса. Тогда экономику Америки спасал глава ФРС Бен Бернанке, до падения рынков в 2008-м малоизвестный обычным жителям.
Этот пост человек получает после тайного голосования нескольких глав резервных систем влиятельных штатов. Так что население никак не может влиять на его решения. Не говоря уже о тайном распределении должностей в будущих администрациях ещё до выборов.
После Обамы никто уже не станет говорить о масштабных реформах, так как общество любит такие обещания, но не желает терпеть лишения, чтобы их выполнить. И у него достаточно рычагов, чтобы заставить любого президента слушать себя.
И неудивительно, что в мире всё больше говорят о том, что умеренная диктатура может дать экономике больше пользы и привести страну к могуществу. Тут приводят пример Китая, лидеры которого готовы заявить о своих глобальных амбициях и реагировать на вызовы времени.
Новые враги
За последний год у США появилось сразу три новые проблемы, с которыми страна пока не может справиться.
Во-первых, это рост радикального исламизма на Ближнем Востоке. В 2001 году, выступая в Институте Брукингса, президент Джордж Буш заявил, что ограниченная вооружённая операция в Афганистане и Ираке принесёт мир и стабильность в регион. Чему сейчас мешают авторитарные правительства. В итоге США вмешались в две войны и не смогли стабилизировать ситуацию.
Арабская весна, начавшаяся с массовых протестов в Египте в 2010-м, также дала надежду, что Ближний Восток наконец выберет демократию и встанет на путь развития ЕС и США.
Неспособность авторитарных режимов, правивших регионом почти 50 лет, удержать ситуацию под контролем, постоянные протесты и гражданские войны привели к тому, что там начал стремительно приобретать популярность радикальный ислам
Но результат оказался противоположным. Неспособность авторитарных режимов, правивших регионом почти 50 лет, удержать ситуацию под контролем, постоянные протесты и гражданские войны привели к тому, что там начал стремительно приобретать популярность радикальный ислам. И тут Америке, возможно, нужно было вмешаться, но Обама под давлением общественности не стал делать этого, даже когда одна из сторон гражданской войны в Сирии применяла химическое оружие.
Так что понятно, почему уже новый президент, выступая в 2014-м в ООН, назвал главной угрозой миру деятельность ИГИЛ и радикальных исламистов. И пока в Вашингтоне не знают, что делать с этой напастью, которая постепенно подминает под себя всё новые территории. Начинать войну общество не желает, да и денег нет. Остаётся пассивно стоять в стороне.
Второй угрозой стала эпидемия лихорадки Эбола в Африке. Развитые страны оказались совершенно не готовы противостоять опасным болезням. По мнению Стефана Прама из Международного комитета Красного Креста, в Европе и США забыли, что такое эпидемии.
«С помощью вакцинации и профилактики мы победили большинство наших болезней и решили не вкладывать деньги в лечение в развивающихся странах», - говорит эксперт.
Поэтому, когда на Сьерра-Леоне обрушилась эпидемия, вакцины не оказалось, а карантин был организован только через несколько месяцев. По оценкам ООН, если бы заболевание распространялось быстрее, число жертв исчислялось бы десятками тысяч.
Наконец, третьим большим вызовом стала политика России в Восточной Европе. По мнению Ким, именно Москва впервые бросила вызов Вашингтону на официальном уровне. Хотя на Западе это, конечно, не воспринимают как прямую угрозу.
Но для Европы конфликт на востоке Украине ещё долго будет большой проблемой. И опять США отреагировали сдержанно, не зная, стоит ли отвечать на провокации Владимира Путина. И многие в мире посчитали это очередным проявлением слабости.
Все эти три вызова показали, что пока Штаты не знают, как справиться с мировыми проблемами нового поколения. Тем более что им в спину уже дышат страны, готовые взять на себя ответственность если не за весь мир, то как минимум за свой регион.
Другой полюс
По мнению большинства международных аналитиков, новый центр мировой силы стремительно зарождается в Азии. И его лидером станет Китай, уже заявляющий о своих амбициях. А главное, эта страна может подкрепить их щедрыми финансовыми вливаниями.
И если раньше власти КНР были ослаблены внутренним противостоянием нескольких групп, то теперь все полномочия получил один человек – Си Цзиньпин. За последние несколько лет он отстранил от рычагов управления всех возможных конкурентов и будет спокойно править до 2020 года, когда ему придёт время уходить на пенсию.
Впрочем, тогда он, скорее всего, подберёт себе достойного преемника. Даже попытка массовых протестов в Гонконге не пошатнула его власть. Наоборот, лидер КНР показал, что готов говорить с оппозицией, но на уступки идти не намерен.
А конфликт России и Запада ещё больше усилит Китай, так как Москва разворачивается в сторону Азии и хочет продавать туда свои ресурсы. В Пекине прекрасно понимают, что экономическая ситуация в России плачевная, а к реформам Путин не готов. А значит, в этом альянсе главным будет именно Китай.
В Кремле не говорят этого вслух, но всё же знают, что пока не в силах тягаться с двумя зарождающимися в мире полюсами. Таким странам, как Россия, можно будет на время перехватить инициативу в своём регионе и стать там лидером. Ведь США сходят с мирового пьедестала, а Китай ещё не готов вмешиваться и в дела Африки или Латинской Америки.
Но пройдёт ещё немного времени, и новая система окрепнет. И тогда судьбы мира будут решаться в Пекине и Вашингтоне.
***
Этот материал опубликован в №26 журнала Корреспондент от 3 июля 2015 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.