Корреспондент.net,
31 декабря 2015, 16:06
Действия исламистов в России, активность в Арктике и новая стратегия Кремля в отношении Украины в дайджесте иностранной прессы.
Откуда берутся джихадисты в Сибири – Le Figaro
Внедряясь в среду мусульман, не имеющих теологической подготовки, люди из "Исламского государства" вербуют молодежь даже в дебрях сибирской тундры, ставя в пример "джихадиста Толика" - нового палача ИГИЛ.
Упоминание имени Анатолия Землянки у жителей его родного Ноябрьска вызывает содрогание.
Преемник "джихадиста Джона" (британца, казнившего британцев), "джихадист Толик" - совершенно новая фигура в российском радикальном исламе.
Шок его земляков еще больше потому, что Ноябрьск - полная противоположность мусульманским республикам Северного Кавказа, уже более века сохраняющим монополию на исламистское насилие.
Город расположен в сердце Сибири, в 2250 км от Москвы. На сотни километров вокруг простирается пустынная тундра. Возникший из снежной пустыни всего 40 лет назад, город привлек персонал нефтяных компаний и советских граждан, готовых переносить суровый климат ради "длинного рубля".
Среди жителей - мусульманская диаспора, состоящая из азербайджанцев, таджиков, чеченцев, дагестанцев и татар. Но Анатолий Землянка не имел никакого отношения к мусульманской общине. Рожденный в православной семье, в детстве он ходил в церковь, не выказывая, впрочем, особой религиозности.
"Его зомбировали", - говорят в Ноябрьске об этой внезапной метаморфозе, которая, по мнению знакомых молодого человека, произошла в Тюмени, где активно действовали вербовщики ИГИЛ.
Землянка очень быстро и тесно сошелся с исламским сообществом Тюмени в интернете. После возвращения в Ноябрьск его обращение окончательно завершилось.
Он стал постоянно посещать собрания организации "Ихсан", быстро распущенной за экстремизм, а также дом, превращенный в мечеть, впоследствии разрушенный по решению суда. В 2011 году он исчез из дома, уехав, как оказалось, в Сирию со своим земляком Русланом Сайфутдиновым, который через полгода вернулся в Сибирь и был приговорен к трем годам тюрьмы.
Но число завербованных не исчерпывается этими двумя: в 2015 году ФСБ задержала еще одного жителя Ноябрьска - Алексея Пятишина, тоже принявшего ислам и собиравшегося в Сирию.
Борьба за Антарктиду– The New York Times
На покрытом ледниками острове, изрытом фьордами обиталище морских слонов, Россия построила первый в Антарктиде православный храм на холме с видом на свою исследовательскую базу, доставив бревна для него прямо из Сибири.
А менее чем в часе езды на снегоходе китайские рабочие отремонтировали станцию "Великая стена" - краеугольный камень китайских планов по обеспечению работы пяти баз в Антарктиде. Она оснащена крытым бадминтонным кортом, защитными куполами спутниковых станций и спальными помещениями для 150 человек.
Не уступая другим, футуристическая новая база Индии "Бхарати", построенная на сваях с использованием 134 сблокированных морских контейнеров, напоминает космический корабль.
Турция и Иран тоже заявили о планах по созданию баз.
Более века прошло с тех пор, как исследователи поспешили установить флаги своих стран в нижней точке земного шара, и еще несколько десятилетий этот континент должен охраняться как научный заповедник, где запрещены военные действия и добыча полезных ископаемых.
Но целый ряд государств торопится укрепить здесь свое влияние, с оглядкой не только на тот день, когда действие этих охранных договоров истечет, но и на стратегические и коммерческие возможности, которые существуют уже сейчас.
Некоторые из предприятий направлены на использование ресурсов Антарктиды, эксплуатация которых уже разрешена, в частности это богатейшее разнообразие морских обитателей.
Китай и Южная Корея расширяют промысел морских ракообразных - криля. Опираясь на советский плацдарм, Россия строит станции мониторинга для ГЛОНАСС.
Богатые запасы минералов, нефти и газа в Антарктиде являются долгожданной наградой
Как ожидается, договор, запрещающий здесь добычу полезных ископаемых, который охраняет вожделенные запасы железной руды, угля и хрома, будет пересмотрен в 2048 году и может быть обжалован.
Исследователи недавно обнаружили здесь кимберлитовые месторождения, свидетельствующие о наличии алмазов. И в то время как оценки широко варьируются, геологи считают, что в Антарктиде имеется, по меньшей мере, 36 млрд баррелей нефти и природного газа
Южная Корея открыла свою вторую научно-исследовательскую базу в Антарктиде в 2014 году, сказав, что она нужна для тестирования роботов, разработанных корейскими исследователями для использования в экстремальных условиях.
С помощью России свою первую антарктическую базу собирается построить Белоруссия. Колумбия заявила в этом году, что она планирует присоединиться к другим южноамериканским странам, построив базы в Антарктиде.
Реальность такова, что за Антарктиду идет геополитическая борьба
Конфликт между Россией и Китаем неизбежен – Focus
Военный эксперт лондонского Института стратегических исследований IISS Генри Бойд прогнозирует рост трений между Россией и Китаем в будущем.
Основания для опасений Бойда - смена курса внешней политики КНР.
В то время как раньше Поднебесная в большей мере делала акцент на внутренней политике, с приходом к власти председателя КНР Си Цзиньпина в 2013 году внешняя политика Китая стала демонстрировать больше регионально-политических и геостратегических притязаний.
Как считает Бойд, Китай, заинтересованный в дальнейшем росте экономики, будет заниматься созданием торговых путей за рубежом, и все большее значение в этом плане будет уделяться Центральной Азии.
Но именно этот растущий интерес за пределами своих границ приведет к конфликтам с другими серьезными державами, в особенности с Россией. Россия не хочет терять влияние в регионе. В результате ни одна страна не уступит другой.
Россия уже реагирует на ситуацию: в частности, идет усиление российских опорных пунктов в Таджикистане и Киргизии
"Тем самым российские власти говорят: вы можете увеличивать торговлю, мы не против, но мы планируем остаться тут важнейшей силой", - полагает Бойд, указывая также на возросшую готовность Москвы ввязывать в конфликты свои вооруженные силы, что показала российская военная кампания в Сирии.
Поэтому существует "реальная угроза для ближайшего будущего", констатирует Бойд.
Тем не менее, пока что китайская армия недостаточно готова и вооружена для операций за границей. Бойд полагает, что конфронтацию между странами стоит ждать не сейчас, а "в течение десяти ближайших лет".
Донбасс держит всю Украину в опасности - Geopolitika
О событиях в Донбассе все чаще говорят как о замороженном конфликте. Положение в регионе описывается словами «между миром и войной». Напряжение остается прежним, хотя обе стороны придерживаются номинального мира. Естественно, время от времени случаются одиночные перестрелки, но речь не идет о военных действиях более широкого характера.
Все же это не значит, что положение в Украине в целом улучшается. Все чаще говорят о новых угрозах, с которыми Украина может столкнуться в ближайшем времени.
Для начала, «народные республики», находящиеся под контролем псевдо-сепаратистов, все еще причиняют головную боль Киеву. У власти стоят криминальные режимы, действуют незаконные вооруженные формирования, берущие на себя роль органов власти и правопорядка. Положение замороженного конфликта, по сути, легализует эти криминальные режимы и принципы их правления.
С другой стороны, эта проблема является лишь верхушкой айсберга. Другие сигналы заставляют еще больше волноваться о будущем Украины. Сообщается, что в начале декабря украинские службы безопасности ликвидировали группу пророссийски настроенных диверсантов. Операция была проведена не где-то в Донбассе, а в самой столице страны — Киеве.
Эта информация позволяет нам делать выводы по поводу того, как меняется тактика агрессии против Украины, которую так тщательно скрывает Москва.
Кремль действительно осознал, что авантюра в Украине потерпела фиаско. Москва не достигла значимых побед в Донбассе. Результат ее действий это две территории, чьи мелкие диктаторы местного разлива (Игорь Плотницкий в Луганске и Александр Захарченко в Донецке) живут за российский счет.
Кремль готовит стратегии другого характера, как показывают действия. Украина может столкнуться с угрозой терроризма, который не был бы ограничен только прифронтовой зоной или частью Западной Украины.
«Война» может перекинуться и на всю территорию страны. Пока что, как мы уже убедились, прицел наведен на столицу, что вполне естественно. Цель подобной «войны» это дестабилизация страны. Успешные диверсии показали бы, что власть страны и силовые структуры не в состоянии обеспечить безопасность граждан.