ЕС надеется благодаря соглашению с Турцией существенно продвинуться в решении миграционной кризиса
Как Евросоюз с помощью Турции хочет решить проблему беженцев, не нарушив при этом международного права.
Вокруг договора ЕС и Турции относительно мигрантов уже набралось достаточно слухов и противоположных мнений, пишет Дэвид Филлипс, профессор Institute for the Study of Human Rights, в колонке, опубликованной в №9 журнала Корреспондент от 11 марта 2016 года. Слишком многие радуются этому компромиссу, мол, Европа нашла приблизительно законный способ депортировать нежелательных беженцев. И после этого её интерес к решению конфликта в Сирии значительно уменьшится.
Тем более, что не очень гуманно отправлять в третью страну беженцев, только прибывших с войны. А уже третья страна, которая не так ревностно относится к исполнению международных гуманитарных конвенций, будет депортировать их в Сирию.
Это очень удобный способ. Поэтому многие уже осудили это соглашение, хотя в нём для начала нужно разобраться.
ЕС обязался отправлять в Турцию только «трудовых мигрантов», то есть тех, кто не может получить право на убежище. В идеале, те, кто бежал от войны, получат возможность жить и работать в Европе. Хотя пока непонятно, как именно будет работать система разделения беженцев.
В обмен на это Турция будет переправлять на европейский континент подтверждённых беженцев от военного конфликта или пострадавших от преследования исламистов. Также надо добавить, что Анкара согласилась принимать только переселенцев с греческих островов, тех, которые смогли переплыть через Эгейское море. О мигрантах в Италии или Испании речь не идёт.
Такая норма стала основной в договоре стран. И это было предсказуемо. Так как Брюссель сам не мог справиться с потоком мигрантов, обрушившимся на него летом 2015 года. Тогда, после вмешательства России в конфликт в Сирии и масштабных бомбардировок городов, тысячи беженцев хлынули в ЕС через Турцию и Балканские страны. Анкара, которая не чувствовала ответственности перед Европой,старалась быстро переправить их на Запад. А балканские страны оказались полностью не готовы к такому удару.
Поэтому многие беженцы добрались до Германии и даже до Ла-Манша. Вопрос их расселения успел поссорить членов ЕС, так как государства Восточной и Южной Европы отказывались принимать у себя беженцев и требовали дополнительных субсидий. В Брюсселе настаивали на сохранении норм расселения. Переговорный процесс застопорился.
Также в тупик зашли и переговоры по прекращению войны в Сирии. Стороны даже подписали соглашение о прекращении огня, но никто и не думал соблюдать этот договор. А поток беженцев не прекращался. Думаю, что и в этом году ситуация не изменится.
Идею остановить потоки переселенцев на подступах к своим границам в ЕС вынашивали очень долго. Понятно, что обратная депортация в Сирию вызовет противодействие со стороны общественности. Поэтому манёвр с возвращением их в Турцию должен успокоить правозащитников. Тем более, что Анкара уже приняла у себя более 3 млн человек из Сирии и других стран Ближнего Востока.
Конечно, Турция не собирается делать всё это просто так. В Брюсселе уже пошли на несколько уступок – как явных, так и скрытых. Во-первых, Анкара получит дополнительно 6 млрд евро помощи. Половину этой суммы уже перечислили, а вторая должна быть направлена в течение года. Этого должно хватить на обустройство временных лагерей для беженцев на границе с Сирией.
Во-вторых, турецкие граждане с июня будут ездить в краткосрочные поездки в Европу без виз. Этого Анкара добивалась много лет. Наконец, негласно в Брюсселе закрыли глаза на усиление власти Реджепа Эрдогана в стране. Прямо перед саммитом он закрыл популярную оппозиционную газету, и европейские лидеры ничего не сказали об этом. Им выгоднее молчать, так как демократическое правительство может и не сдержать напора мигрантов.
Все понимают, что сейчас Турция очень далека от членства в ЕС. Даже в Анкаре признают, что эту идею лучше отложить на будущее, когда ситуация на Ближнем Востоке успокоится и беженцы вернутся в свои дома. Но из этой нестабильности можно получить если не членство, то его обещание, а заодно – безвизовый режим.
Эрдоган в последние годы узурпирует всё больше власти, в связи с чем его режим не сможет существовать в условиях объединённой Европы. Пока он сам готов быть только другом ЕС и получать от этого значительные выгоды. И беженцы постепенно исчезнут из балканских стран, перестанут рваться в благополучные государства Европы. А дальнейшая их судьба никого уже не волнует.
***
Этот материал опубликован в №9 журнала Корреспондент от 11 марта 2016 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.