Российский президент Владимир Путин передал по дипломатическим каналам, что якобы готов заморозить войну в Украине. Об этом в субботу, 23 декабря, пишет The New York Times со ссылкой на двух бывших российских чиновников, близких к Кремлю, американских чиновников и международных официальных лиц, получивших уведомления от представителей Путина.
Издание пишет, что ободренный неудачным контрнаступлением ВСУ и ослаблением поддержки Запада, Путин продолжает утверждать, что военные цели России не изменились. На днях, обращаясь к своим генералам, он похвастался тем, что Украина сейчас вроде бы в таком состоянии, что российские войска делают "то, что хотят".
При этом еще с сентября, по словам источников газеты, Кремль посылал сигналы через посредников о том, что он открыт для прекращения огня, которое приведет к замораживанию боевых действий вдоль текущей линии фронта, далеко не соответствующей его амбициям Владимира Путина доминировать в Украине.
На самом деле, по словам американских чиновников, Путин пытался прозондировать возможность заключения соглашения о прекращении огня годом ранее – осенью 2022 года. Это тихое предложение, о котором ранее не сообщалось, произошло после того, как Украина разбила русскую армию на северо-востоке страны. Путин дал понять, что доволен захваченной Россией территорией и готов к перемирию, сказали чиновники.
Газета отмечает, что десятки интервью с россиянами, давно знающими Путина, и с международными официальными лицами, хорошо разбирающимися в внутренней работе Кремля, показывают, что он маневрирует, чтобы уменьшить риски и сохранить свои возможности открытыми в продолжающейся войне, которая длится дольше, чем он ожидал.
"Они говорят: "Мы готовы к переговорам о прекращении огня. Они хотят остаться там, где они находятся на поле боя", – сказал высокопоставленный международный чиновник, который встречался с российскими чиновниками этой осенью.
Издание указывает, что сейчас нет доказательств того, что лидеры Украины могут пойти на соглашение с Россией.
При этом американские чиновники говорят, что это может быть попыткой Кремля ввести мир в заблуждение и не отражает подлинного желания Путина пойти на компромисс, особенно если армия РФ наберет обороты.
Собеседники NYT говорят, что российский президент сейчас видит благоприятный момент для соглашения по совпадению факторов: боевые действия зашли в тупик, неудачное контрнаступление ВСУ, замедление поддержки с Запада, а также отвлекающая от Украины война в Израиле.