Руководство государства прогнозирует дыру в бюджете в размере 50 млрд долл., что в десять раз больше, чем думали до войны.
Катастрофическая цифра
“Я ожидаю, что к концу года у нас будет совокупный дефицит государственного бюджета около 50 млрд дол. Это составит около 30–35% украинского ВВП. Это очень большой дефицит”, – заявил советник президента Украины по экономическим вопросам Олег Устенко.
По его словам, у нас в месячном выражении дефицит составляет около 5 млрд. долл. Мы планировали, что это будет 7 млрд долл. за весь год, а получили в месяц.
Советник президента считает, что это не проблема экономической политики в целом и даже не проблема экономической политики военного времени. Это проблема войны.
Об этом говорит и премьер-министр Украины Денис Шмыгаль.
“Из-за драматического роста расходов на социальные и гуманитарные нужды, разминирование более 300 тыс. кв. м территории страны образуется бюджетный дефицит в размере около 5 млрд долл. ежемесячно”, – отметил он.
По словам премьера, в настоящее время не работают около 35% экономики Украины. За время войны разрушены более 200 заводов, около 17% компаний полностью остановили работу, а 60% предприятий работают на низкой загрузке. Прогноз падения ВВП также составляет 30-50%.
Также премьер отмечает, что госбюджет страны выполняется на уровне 50-75% от довоенного.
Причины дефицита – война и не только
Главной причиной катастрофической дыры в бюджете является война. Так, по информации Минфина, общая сумма расходов госбюджета в январе-мае 2022 г. из-за войны выросла на 60%, или 269 млрд грн. Всего, за полгода дефицит бюджета составляет 406,1 млрд. грн.
Ежемесячно, Украина тратит только на содержание своих Вооруженных Сил 130 млрд. грн. (около 4,4 млрд долл.). Это сумма, которая лишь немногим меньше годового бюджета ВСУ в период до полномасштабного вторжения РФ.
Налоговые поступления в государственный бюджет в июне упали, составив 45 млрд грн. против 73 млрд грн. в мае. В настоящее время в стране не работает около 35% экономики.
По подсчетам KSE Institute по состоянию на конец мая сумма прямого задокументированного ущерба Украины от российской агрессии достигла 105,5 млрд долл., или более 3,1 трлн грн. Общие потери экономики страны, учитывая прямые и косвенные убытки, оцениваются в 564 млрд – 600 млрд долл.
Неудивительно, что многие эксперты соглашаются с советником президента Украины О. Устенко по поводу того, что война России с Украиной - главная причина дефицита бюджета.
Так, Александр Охрименко, президент Украинского аналитического центра говорит, что война - всегда очень дорогое дело. Поэтому дефицит госбюджета так велик. Если не будет боевых действий, не будет и большой дыры в бюджете страны. Сейчас за один месяц на содержание армии нужно столько денег, сколько раньше нужно было за год.
Очень много денег уходит на содержание армии, на выплату зарплаты военным, на помощь беженцам. А налоги при этом падают, поскольку часть бизнеса их не платит, потому что просто не может.
Максим Орыщак, аналитик компании "Центр биржевых технологий" (ЦБТ) говорит, что тот факт, что Правительство Украины финансирует военные расходы за счет приобретения облигаций военного займа на баланс Центробанка, вызывает существенный дефицит бюджета.
Однако, по мнению эксперта, не только война – причина дефицита бюджета. Учитывая тот факт, что в Украине текущий год не первый, когда мы наблюдаем дефицит, событие носит системный характер, и наличие войны может влиять только на объем суммы дефицита. Основными триггерами возникновения дефицита остаются некомпетентность управления и высокий уровень коррупции.
Дефицит случается, когда неправильно спланировали будущие расходы на год. Причинами возникновения бюджетного дефицита может служить рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и необходимостью развития промышленности. Понятно, что на развитие промышленности средства во время войны не вкладывались.
Также на возникновение дефицита может повлиять рост неоплаченного госдолга. При условии, что новый транш финансовой помощи Украина получила в октябре 2021 г. и долгосрочный - до 2036 г., а бюджет подали в декабре 2021 г. - все будущие расходы по прошлым долгам должны были учесть.
Если обсуждать валютный курс, то последнее решение НБУ повысить официальный курс должно только помочь стабилизации состояния платежного баланса. С начала 2022 г. гривна упала на 44% до уровня 39,49 по отношению к доллару США.
Если оценивать другие причины дефицита бюджета, то среди них можно перечислить: чрезвычайные обстоятельства, неэффективность финансовой системы государства, коррупцию и неэффективность налоговой политики, что влечет за собой увеличение теневого сектора экономики.
В нашем случае говорить о существенной нехватке налогов очень актуально, хотя и раньше они доходили до казны в неполном объеме. Еще в декабре 2021 г. поступали заявления, что таможня дает 50% всех налоговых поступлений в бюджет. И уже в конце марта показатели катастрофически снизились до того, что дневные поступления в госбюджет от Государственной таможенной службы Украины составляли лишь 15-20% от довоенных.
О причинах резкого падения доходов мы можем судить только по официальным комментариям, что это из-за войны войны. А как на самом деле ведут учет статистические ведомства – нам знать не дано.
Может ли кто-нибудь помочь?
А. Охрименко говорит, что, к сожалению, ситуация с дефицитом в госбюджете Украины будет только ухудшаться, пока идет война и ничего с этим поделать нельзя.
Премьер-министр Украины Денис Шмыгаль надеется, что перекрыть дыру в бюджете помогут зарубежные партнеры страны.
“Конечно, мы просим партнеров нас поддержать, получаем такую поддержку. Сотрудничаем с МВФ, Международным банком, Соединенными Штатами, ЕС. Великобритания очень нас поддерживает не только оружием, но и деньгами и санкциями”, – подчеркнул премьер.
А.Орыщак считает, что, к сожалению, поддержка со стороны МВФ, ЕС и других доноров не может полностью устранить проблемы бюджета Украины.
Поэтому нужно ждать окончания войны и тогда отстраивать страну.
Виктория Хаджирадева