Корреспондент.net,
17 августа 2022, 18:37
Дома, машины, детские игрушки, даже трупы животных и людей - враги оставляют мины повсюду. Поэтому деоккупированные территории тщательно проверяют украинские саперы с помощью иностранных специалистов.
Заминированы суша и море
Сотрудники ГСЧС с начала войны в Украине уже очистили от взрывоопасных предметов более 64 тысяч гектаров. Однако, по словам директора Департамента организации мер гражданской защиты ГСЧС Виктора Витовецкого, загрязненными остаются еще более 20 млн га. При этом, как сообщил министр внутренних дел Денис Монастырский, Сумская область является наиболее заминированным регионом.
"К сожалению, очень много территории сейчас заминировано. Сумская область, наверное, больше всего из оккупированных территорий - более 47% земель региона были заминированы", - отметил Монастырский.
Он также добавил, что из-за большой лесистости в области остаются опасные места, куда заходить нельзя. Да и двадцатикилометровое расстояние от госграницы остается загрязненным, потому что спасатели не могут туда дойти.
По состоянию на конец июля на территории Сумской области взрывотехники обезвредили более шести тысяч боеприпасов оккупантов. Сначала обследовали поля, леса, железнодорожные пути, затем водоемы, на дне которых полно снарядов и мин. Несмотря на то, что в приграничных общинах обстрелы продолжаются каждый день, спасатели продолжают разминировать область круглосуточно.
"Достали до тысячи таких боеприпасов из водных объектов", - отчитывался руководитель ГСЧС в Сумской области Денис Карпенко.
Масштабы бедствия поражают. Например, по словам руководителя части гуманитарного разминирования межрегионального центра быстрого реагирования ГСЧС Романа Помазана, только из одного сельского пруда "было поднято три боеприпаса: два боеприпаса 152 калибра - артснаряды, и боевая часть от реактивного снаряда".
По сообщению прессслужбы Киевской ОВА, все находившиеся под оккупацией населенные пункты Киевской области также обследовали: это более 28 тысяч га территории, 1253 объектов и 1688 домохозяйств, 1253,165 км автомобильных дорог, 1312,925 км линий электропередач, 11,44 км газопровода. Уничтожено около 150 тысяч смертоносных вражеских устройств.
Похожая ситуация и на Черниговщине - жителей просят не пугаться взрывов, до сих пор звучащих здесь постоянно: работают саперы. В частности, 6 августа слышно их было, по сообщению Общественного Чернигова, недалеко от села Шестовицы.
"6 августа между 13:00 и 15:00 вблизи Шестовицы спасатели ГСЧС будут обезвреживать взрывоопасные предметы путем подрыва. Сохраняйте спокойствие", - говорилось в сообщении Департамента гражданской защиты и оборонной работы Черниговской ОВА.
Подразделения ГСЧС продолжают работать и на юге, где продолжаются активные боевые действия. Военный эксперт Сергей Грабский в эфире Радио НВ рассказал, почему оккупанты занимаются минированием.
"Для того чтобы обеспечить отступление, учитывая ограниченные возможности по форсированию реки Днепр в другую сторону на левый берег, - говорит С. Грабский. - Взорвать такое количество боеприпасов одновременно сложно. А создание определенных заминированных зон, мин-ловушек, минных заграждений может задержать продвижение войск".
Но опасность подстерегает отдыхающих даже на морских курортах. Так, 28 июля в Коблево (Николаевская область) на мине взорвались два человека, купавшиеся в море. Комментируя это ужасное событие, глава Николаевской ОВ Виталий Ким подчеркнул: не следует пренебрегать запретами, действующими во время военного положения.
"Повторяю, если запрещено (купаться в море – ред.), значит, есть причины", - отметил В. Ким.
Спасатели предупреждают: во время шторма активность движения российских мин в море увеличивается.
Гражданским следует прислушиваться к предосторожностям специалистов, ведь те знают, о чем говорят и работают, рискуя собственной жизнью. Так, в результате боевых действий 41 сотрудник ГСЧС погиб, 134 получили травмы. Уничтожено и повреждено около 1500 единиц спасательной техники и 240 зданий.
Когда Украина станет безопасной
В июне спикер ГСЧС Александр Хорунжий сообщил: по самому оптимистичному прогнозу, на разминирование Украины уйдет около 10 лет.
"Это оптимистичные подсчеты, потому что мы еще не знаем, что происходит на территориях, где ведутся активные боевые действия. И что мы увидим, когда освободим их от оккупантов. Подразделения ГСЧС до сих пор работают над разминированием государства после Первой и Второй мировых войн", - отметил он.
В МВД также считают реалистичными указанные сроки. По словам пресс-секретаря МВД Алены Матвеевой, министерство ориентирует пиротехнические подразделения на проведение первичного оперативного разминирования в течение года с момента деоккупации. Для этого сформировано 80 новых пиротехнических подразделений ГСЧС.
Кроме того, создано приложение по минной безопасности MineFree. Он позволяет сообщить об обнаружении подозрительных предметов, а также получить уведомление о приближении к опасному объекту. Установив это приложение на телефон, пользователь может просмотреть карту, на которой обозначены потенциально опасные территории по данным ГСЧС; получить уведомление в случаеприближения к опасному объекту; ознакомиться со справочником ГСЧС, в котором есть фото и описание взрывоопасных предметов; сообщить об обнаружении взрывоопасных или подозрительных предметов. Приложение автоматически уведомляет пользователя, если расстояние до опасности становится менее 500 метров.
MineFree разработали волонтеры благотворительной швейцарской организации Free Ukraine при поддержке ГСЧС. Его можно скачать из App Store и Google Play.
Без помощи мира – не справиться
Как отмечают специалисты, сейчас саперов в Украине достаточно. Однако, по словам А. Матвеевой, нехватка кадров может стать заметной, когда придется разминировать все деоккупированные территории. Поэтому к обучению спасателей присоединились группа эстонского персонала по обезвреживанию самодельных взрывных устройств Центра спасательных служб Эстонии и Центра обороны, Датский совет по делам беженцев и Датская группа по разминированию, а также проект международной технической помощи ОБСЕ Развитие потенциала Украины по противоминной деятельности.
В общем, в проведении разминирования Украине помогают 30 стран. Один из каналов - Европейский механизм гражданской защиты: привлечены все 27 стран ЕС, а также Норвегия, Турция и Северная Македония, 18 международных организаций.
В конце июля, после визита главы словенского МИД Тани Файон в Украину, глава МИД Дмитрий Кулеба сообщил: Словения передаст нам оборудование, необходимое для гражданского разминирования и поможет в восстановлении Харькова.
Не остаются в стороне и британцы, предоставляющие нам два противоминных корабля.
"После начала полномасштабной войны в Украине наши приоритеты сместились - нужны противоменные корабли. Два - это начальная цифра, с которой мы сейчас работаем. Это боевые корабли, которые находятся на вооружении военно-морских сил Ее Величества", - сообщил в начале августа Посол Украины в Великобритании Вадим Пристайко.
Кроме того, Национальная академия внутренних дел, ГСЧС, Госпогранслужба и американская компания Osprey Global Solutions в конце июля подписали Меморандум о сотрудничестве. Соглашение предусматривает подготовку украинских правоохранителей, военных и работников экстренных служб. Эксперты Osprey будут проводить теоретические и практические занятия по обезвреживанию взрывоопасных предметов и оказанию неотложной медицинской помощи.
А 9 августа Госдепартамент США решил выделить Украине в 2022 финансовом году 89 млн. долларов. Это делается, чтобы помочь нам в следующем году решить неотложные гуманитарные проблемы, связанные с взрывоопасными остатками войны. Средства пойдут на финансирование обучения ста групп саперов, которые будут работать в регионах, где наибольшее загрязнение, а также на обеспечение их необходимым оборудованием.
Ирина Носальская