На саммите Украина-ЕС будут обсуждать вступление нашей страны в европейскую семью. Когда это может произойти и что для этого должна сделать Украина.
Украина имеет амбициозный план – вступить в ЕС через два года. Однако в ЕС сомневаются, что за столь короткий срок наша страна успеет выполнить все условия.
Амбициозный план
Премьер-министр Украины Денис Шмыгаль заявил об амбициозном плане обретения членства в ЕС в течение двух лет.
“У нас очень амбициозный план присоединиться к ЕС в течение следующих двух лет. Мы ожидаем, что в этом году, в 2023 г., мы можем уже иметь этот предвступительный этап переговоров”, – сказал он.
Обсуждение этого вопроса будет доминирующим на историческом саммите Украина-ЕС, который впервые пройдет в столице Украины.
Такие амбициозные цели Киева бросают вызов истеблишменту ЕС, который хочет предоставить членство Украине в ЕС в гораздо более отдаленной перспективе, чем два года.
К примеру, президент Франции Эммануэль Макрон заявлял в прошлом году, что до вступления Украины могут пройти “десятилетия”. Даже лидеры ЕС, поддержавшие предоставление Украине статуса кандидата на саммите в июне прошлого года, в частном порядке признают, что перспектива фактического вступления страны в ЕС достаточно отдаленная.
Известно, что некоторые страны ЕС настаивают на том, чтобы заявление по итогам саммита недалеко отходило от того, которое было сделано Европейским советом в июне прошлого года. В нем отмечалось, что хотя будущее Украины состоит в том, чтобы быть вместе с ЕС, но страны-претенденты должны соответствовать определенным критериям.
“Ожидания в Киеве достаточно высоки, но необходимо выполнить все условия, которые поставила комиссия. Это процесс, который основывается на заслугах”, - сказал один высокопоставленный чиновник ЕС.
Даже ярые сторонники Украины в ЕС считают, что для того, чтобы наша страна стала полноправным членом, ей понадобятся годы.
Так, заместитель министра иностранных дел Польши Павел Яблонский заявил, что его страна хочет, чтобы Украина вступила в ЕС через несколько лет.
”Мы очень хотим, чтобы Украина через несколько лет стала членом Евросоюза. Это очень важное событие, поскольку у истоков агрессии РФ стояло стремление заблокировать интеграцию Украины с Европой”, - сказал он.
Он отметил, что для вступления Украины в ЕС необходимо, чтобы страна победила в войне, а союзники должны помочь ей в этом.
Горячей темой на саммите будет вопрос борьбы Украины с коррупцией.
“Нам нужна реформированная Украина Мы не можем иметь такую же Украину, как до войны”, – сказал один высокопоставленный чиновник ЕС, который активно участвовал в подготовке к саммиту.
В свою очередь премьер-министр Украины настаивает на том, что правительство Украины серьезно относится к коррупции.
По его словам, у нас “нулевая толерантность к коррупции”. Отдельно он указал на “молниеносную скорость”, с которой в этом месяце были уволены некоторые высокопоставленные чиновники.
“К сожалению, коррупция родилась не вчера, но мы уверены, что искореним ее”, - сказал он, открыто заявив, что это ключ к вступлению страны в ЕС.
Как было у других?
Эксперты считают, что будет очень хорошо, если амбициозный план Украины станет реальностью, однако стать членом ЕС в столь короткий срок, по их мнению, слишком трудная задача.
Иван Никитченко, директор Crane IP Law Firm, говорит, что заявления премьера могут вызвать лишь оптимизм. Прекрасно, если действительно так получится. Однако ЕС имеет длительные внутренние процедуры проверки и утверждения страной выполнения критериев для вступления в Союз, которые вряд ли можно обойти.
Эксперт напоминает, что наши соседи из Восточной Европы сумели обрести полноправное членство через 8-12 лет с момента подачи заявки. К тому же, им статус кандидата выдали сразу, а не с дополнительными условиями, как это произошло с Украиной в 2022 г.
Пока что рекорд по скорости присоединения к ЕС принадлежит Швеции и Финляндии - 3,5 года и 3 года соответственно. Однако эти страны еще до подачи заявки уже отвечали многим критериям вступления в ЕС и по уровню жизни даже превосходили многие страны Евросоюза.
Албания и Северная Македония, которые не меньше украинцев хотят вступить в ЕС, находятся в статусе кандидатов еще с 2009 г. и 2004 г. соответственно. Черногория находится на этапе переговоров о вступлении в ЕС уже более 10 лет.
Поэтому пока заявления премьер-министра выглядят больше как политические. Возможно, они делаются с целью давления на сам ЕС, чтобы чиновники ЕС получали сигнал, что им нужно максимально быстро выполнять работу с документами от Украины.
Также следует понимать, что статус члена ЕС не выдадут авансом. И если будут вопросы к готовности Украины, то не только условная Венгрия будет против (которая заявляла о поддержке Украины по вступлению в ЕС), но и такие страны как Нидерланды, например. Можно вспомнить их эпопею с референдумом даже о договоре об ассоциации Украина-ЕС. А совсем недавно Австрия и Нидерланды заблокировали присоединение Болгарии и Румынии к Шенгенской зоне.
В свою очередь Александр Охрименко, президент Украинского аналитического центра считает, что проведение саммита - это хороший знак для Украины, но пока у нас идет война это просто разговоры. ЕС и так нам помогает финансово и будет помогать и дальше, но вступление в его ряды будет сложным процессом. Украина попросит на саммите дорожную карту, чтобы четко были прописаны сроки вступления. Но скорее всего будут совместные заявления о том, что после победы Украина станет членом Союза, но реальной карты не будет. ЕС не спешит с этим вопросом и хочет сначала увидеть, когда и как закончится война, а уже потом думать принимать Украину или нет. Тем более что процесс вступления в организацию очень сложен и может занять десятилетия, если одна из стран ЕС будет против. Все ругают Венгрию относительно ее позиции по поводу Украины, но может оказаться, что против вступления нашей страны в ЕС будут и другие страны, они могут просто заблокировать этот процесс. Поэтому есть большие надежды на саммит и, к сожалению, мало шансов на их реализацию.
Практические шаги
Кроме глобального вопроса: когда Украина станет членом ЕС, на саммите будут обсуждаться более реальные в настоящее время для выполнения шаги в конкретных сферах. Так, Д. Шмыгаль рассказал, что на саммите Украина сможет добиться “существенного скачка вперед”, в частности в таких вопросах, как соглашение о безвизовом режиме для промышленных товаров; приостановка таможенных пошлин на украинский экспорт еще на один год; “активный прогресс” в присоединении к схеме платежей SEPA (Единое платежное пространство евро) и включении Украины в зону мобильного роуминга ЕС.
“Мы ожидаем прогресса и ускорения на нашем пути к подписанию этих соглашений”, - сказал премьер-министр.
И. Никитченко считает, что для Украины сейчас движение по конкретным программам, которые позволяют интегрировать нашу экономику и помогать бизнесу работать в ЕС более актуально, чем вопрос вступления в ЕС. Все эти практичные вещи приближают нас к желаемой цели.
Поэтому саммит в Киеве будет посвящен достижению правильного баланса между ожиданиями Украины и тем, что может предложить в настоящее время Брюссель.
Однако саммит Украина-ЕС имеет символический вес и посылает мощный сигнал Москве о европейских стремлениях Украины.
Глава Европейского Совета Шарль Мишель недавно заявил, что вопрос вступления Украины в ЕС решен, теперь его нужно воплотить в реальность. Поэтому путь Украины в ЕС может быть длительным или коротким, однако траектория движения страны определена и с нее никто сворачивать не будет.
Виктория Хаджирадева