В МИДе говорят о кадровом голоде в ведомстве. Поэтому дипломатов вынуждены искать, буквально, "с улицы", а послом в десятки стран мира может стать не дипломат, а достаточно компетентный человек.
Проблема кадрового голода
Как пишут эксперты, в Министерстве иностранных дел действительно не хватает дипломатов. Аналитики ЭП отмечают, что в прошлом существовала закрытость дипслужбы, когда попасть в МИД, а тем более в посольства возможно было только по блату, и в дипломатии нередко работал отрицательный отбор, а значительную часть дипкорпуса составлял "балласт". Также существует проблема с зарплатой, которая не высока как для квалификационных требований, особенно у тех, кто работает в Киеве, а в прошлом была вообще нищенской.
"Эти и другие факторы приложились к созданию ключевой, основополагающей проблемы: дипломатов в Украине много, а инициативных, современных дипломатов - гораздо меньше. Даже среди "карьерных" послов Украины в европейских государствах есть те, чья пригодность к работе на посольском посту - под большим вопросом", - говорится в публикации.
Потому глава МИД Дмитрий Кулеба решил подойти к вопросу кардинально. Он объявил, что Министерство иностранных дел впервые в истории украинской дипломатии объявило открытый поиск вакансий послов Украины в 21 страну.
Глава украинской дипломатии отметил, что найти человека, который будет отвечать критериям и требованиям, будет знать языки, будет способен дать результат - очень непросто.
"Рост и темп нашей дипломатической экспансии, в частности в Африке. Поэтому более двух десятков стран до сих пор без послов. Так не должно быть. И единственный способ ускорить эти процессы - нестандартные решения. Поэтому мы идем на беспрецедентный шаг - создаем открытый механизм, который позволяет и дипломатам изнутри системы, и людям снаружи предложить свою кандидатуру на должность посла", - отметил Кулеба.
Он сообщил, что соответствующая страница уже создана на сайте МИД в разделе Вакансии. По словам министра, во внешнеполитическом ведомстве рассчитывают, что открытый поиск среди внутренних и внешних кандидатов позволит избегать "неприемлемых ситуаций, когда вакансия посла в определенной стране остается незаполненной в течение нескольких лет".
"Итак, заходите на сайт МИД и смотрите раздел Вакансии. Сейчас 21 страна Европы, Латинской Америки, Африки, Ближнего Востока, Южного Кавказа и Юго-Восточной Азии. Анализируйте, взвешивайте, принимайте решения. С лучшими из лучших свяжется HR-служба МИД", - сообщил глава украинской дипломатии.
Он добавил, что каждый кандидат, у которого в МИД увидят потенциал, будет проходить тщательную безопасностную, репутационную, коммуникационную и другие проверки.
"Я впервые в истории украинской дипломатии открываю двери, чтобы каждый имел равные возможности попытаться стать сильным менеджером, который сейчас так нужен государству в мире. Также отмечу, что особый фокус сейчас на странах Африки. Подача в эти страны автоматически повышает шансы. Кроме того, при условии равных профессиональных показателей, я буду отдавать предпочтение женщинам. Просто потому, что дипломатия была много десятилетий несправедлива по поводу карьерного роста женщин", - пояснил Кулеба.
Для того чтобы устроиться на работу в МИД Украины, необходимо подать ряд документов, владеть необходимым языком (хотя бы английским не ниже уровня B1).
Документы для приема на работу в МИД:
• заявления о приеме на работу и о согласии на обработку персональных данных;
• резюме;
• мотивационное письмо;
• документ, удостоверяющий личность и подтверждающий гражданство;
• документ о высшем образовании;
• документы, подтверждающие уровень владения иностранным языком;
• другие документы на усмотрение претендента, подтверждающие соответствие установленным требованиям, в частности, по опыту работы, профессиональным компетенциям, репутации (характеристики, рекомендации, научные публикации и т.п.).
Главные требования по приему на работу в МИД:
• знание необходимых законов в соответствии со специальностью;
• для дипломатов необходимо быть хорошо осведомленным о внешнеэкономическом и политическом курсе Украины, понимании принципов работы международных учреждений;
• понимание политического строя, истории, культурных и национальных традиций страны пребывания;
• способность работать в условиях повышенной нагрузки и решать комплексные задачи;
• опыт работы в должностях государственной службы категорий "Б" или "В", или опыт работы в органах местного самоуправления, или опыт работы на руководящих должностях предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности не менее двух лет.
Критика и одиозные назначения
Напомним, что МИД уже попадал в скандалы с назначениями послов. Неоднозначным, например, был выбор кандидатуры на посла в Словению 68-летнего эксминистра обороны Андрея Тарана. Скандал вызвало и назначение в Болгарию. Туда отправили в качестве посла Олесю Илащук. У женщины нет профильного образования, но она освоила специализацию гештальт-терапевта и сексолога.
На фоне этих скандалов эксперты отмечают, что кандидатуры на вакансию послов должны быть в самом МИД, потому что есть много учреждений, которые готовят дипломатов.
"Под руководством министра Кулебы с 4 марта 2020-го - то есть уже целых три года, работают сотни дипломатов в составе трех директоратов, шести департаментов, шести территориальных департаментов МИД, в системе МИД работает Академия дипломатической службы, много наших заведений готовит дипломатических работников и имеет среди преподавателей профессиональных дипломатов - это Институт международных отношений, где работает четыре факультета, и который окончил сам господин Кулеба, работают и другие научные центры - Киево-Могилянская академия, Львовский университет и т.д. На все это тратятся миллиарды государственных средств ежегодно", - пишет на своей странице журналист Юрий Бутусов.
Нардеп Ирина Геращенко справедливо отмечает, что мировой опыт говорит об эффективности политических назначений на должности послов. Украина также имеет подобный успешный опыт, например, посол Оксана Маркарова.
"Но политические назначенцы должны иметь соответствующие компетенции и опыт госуправления, знать не только иностранный язык, но и страну пребывания, доверие партнеров и профессиональность. Некоторые последние посольские назначения властей вызывают справедливую критику экспертов. И непонятно, почему министр и ОП не привлекают дипломатический резерв, продолжая делить дипломатов по партийным флагам. Не усиливают посольства экспертами аналитических центров, которые все эти годы работают на дипломатическом фронте, адвокатируют евроатлантическую интеграцию и усиление Украины на международной арене", - пишет Геращенко на своей странице в Facebook.
Но есть и оптимистичный взгляд на инициативу МИДа. Директор Центра Ближневосточных исследований Игорь Семиволос оценивает такой подход положительно.
"Он как минимум креативный. А в нынешних условиях необходимы быстрые и нестандартные решения. И мне кажется, предложение МИД – один из таких вариантов. Понимаю, что большинство заявок не будут похожи, но это возможность найти немало интересных, неординарных, талантливых людей. Настроенных эффективно продвигать украинские интересы в мире", - цитирует эксперта издание Комментарии.
По словам Семиволоса, вакансии на дипломатические посты в некоторых странах не слишком быстро заполняются. Ведь нужно не только знание языков, но и культурных, политических и экономических моментов.
По мнению аналитиков ЭП, идею открытого отбора послов можно охарактеризовать короткой фразой: "вреда не будет, польза возможна".
"Принесет ли идея Кулебы реальную пользу для государства и для МИД – зависит и от искренности задекларированных намерений, и от деталей воплощения этой идеи, а также от того, согласится ли Банковая с таким воплощением реформы – ведь какие бы кандидатуры будет предлагать МИД, но окончательное назначение посла остается правом президента", - говорится в материале.
По мнению аналитиков, к реализации реформы нужно привлечь стороннего игрока. К примеру, парламент. И наоборот: если "конкурс" будет закрытым и к контролю за ним МИД не допустит внешних наблюдателей, это снизит как эффективность нововведения, так и доверие к нему. А последнее имеет критический вес в воплощении столь нестандартной реформы.
Валерия Шипуля