Война, как и все остальное в мире, когда-нибудь закончится - обязательной и непременной победой Украины. Какими могут быть сценарии развития событий? У многих политиков и экспертов довольно разное видение на этот счет.
Три пути
Наш успех в войне зависит не только от своих усилий, но и от готовности союзников вооружать нас. Историк, профессор Принстонского университета Гарольд Джеймс отметил, что Германия, Великобритания и США согласились поставлять современные танки, хотя раньше отказывались от этого, и теперь Украина также просит ракеты большей дальности и истребители. Единого мнения, по его словам, на этот счет пока нет.
"Некоторые опасаются, что передача самолетов и другого оружия с наступательным потенциалом может привести к эскалации или спровоцировать Кремль на ядерный ответ; в то же время сторонники шовинистского изоляционистского подхода бывшего президента США Дональда Трампа спрашивают, почему западные налогоплательщики должны платить за оборону Украины. На фоне развития противоречий, вызванных этими дебатами, поборникам ведения войны придется начать размышлять и о том, как она может и должна закончиться", - сказал он.
Плохой вариант - это очередная бесконечная война (по историческим параллелям). Впрочем, экс-заместитель командующего силами НАТО в Европе Мишель Яковлефф не считает, что России удастся достичь желаемого посредством объявления очередной мобилизации или запуска набора наемников для частных военных компаний. Причиной этого, в частности, является усложненность координации подразделений оккупационных войск. Это не позволит эффективно использовать человеческий ресурс в противовес меньшей украинской армии, которая, однако, качественно лучше.
Или войну удастся перевести в замороженный конфликт с демилитаризованной зоной (приверженцами чего являются экс-госсекретарь США Генри Киссинджер и действующее руководство Китая). А то и добиться подлинного крепкого мира: вероятность любого результата оценить трудно, размышляет далее Джеймс.
По мнению аналитиков отдела исследований национальной безопасности американской корпорации RAND, для Кремля победа в этой войне в настоящее время недостижима.
"Абсолютная победа Украины также маловероятно. Впрочем, Украина никогда официально не заявляла о намерении ее достичь, если не считать отдельных призывов "парада на Красной площади". По состоянию на декабрь 2022 года озвученная украинской стороной цель состоит в том, чтобы вернуть себе всю территорию Украины, в частности, Крым и районы Донбасса. Их отвоевание не является абсолютной победой в классическом смысле, поскольку политическое устройство противника при этом не меняется", - отметили специалисты.
Перемирие заморозило бы линии фронта, однако ключевые политические вопросы, находящиеся вне территориального контроля - от выплаты Россией репараций до геополитического статуса Украины - останутся тогда без внимания.
И третий вариант, то есть мирный договор, предполагает как безоговорочное прекращение огня, так и разрешение по крайней мере некоторых споров. Однако уровень враждебности между РФ и Украиной, а также между РФ и Западом делает политическое урегулирование гораздо менее вероятным, чем перемирие, рассуждают в RAND.
"Действительно, есть три варианта - либо Украина победит, либо Россия выиграет, либо не победит никто - и много ума не надо, чтобы их озвучить, - заметил американский политолог Рамиз Юнус на YouTube-канале Курбанова LIVE. - Да что будет происходить на самом деле? Сегодня все четко понимают: Россия проиграет. Поэтому сейчас обсуждается тематика, как сделать так, чтобы проигрыш России был выгоден США, Великобритании, Евросоюзу, и чтобы Украина на это согласилась".
При этом эксперт напомнил, что несколько месяцев назад США заявили в Индонезии о возможности соответствующих договоренностей с Китаем. А сейчас такую же готовность продемонстрировал и Евросоюз, отправив в КНР президента Франции Эммануэля Макрона и главу Еврокомиссии Урсулу фон дер Ляйен.
"Думаю, они придут к общему знаменателю, потому что на кону - большие деньги. И американцы в курсе происходящего", - подчеркнул он.
При этом в СНБО солидарны с позицией президента Владимира Зеленского, изложившего концепцию мира и условия победы Украины в десяти пунктах мирного плана.
"Мое видение никоим образом не расходится с видением нашего президента. Из тех десяти пунктов, которые есть, я хочу сказать, что четыре ключевых, и они являются определяющими. Во-первых, это возвращение к границам 1991 года, во-вторых, это полная сатисфакция за все, что эти изверги сделали, в-третьих, это обязательное наказание Путина и всей его клики за преступления, которые они совершили. И четвертое - это гарантии безопасности для нашей страны", - сказал секретарь СНБО Данилов.
Ров с крокодилами или что-нибудь другое?
Итак, вероятность достижения устойчивого мира не так уж мала. И будет зависеть она, по словам Гарольда Джеймса, не только от способа окончания войны, но и от последующих событий.
"Поскольку российские войска намеренно наносили удары по украинским гражданам и инфраструктуре, от РФ обязательно будут требовать выплаты репараций для компенсации нанесенного ущерба. Многие известные официальные лица, в частности лидеры ЕС, призвали использовать для этой цели замороженные активы Центрального банка России, в то время как другие хотели бы заняться активами олигархов, которые помогали - или не оказывали сопротивления - военной машине президента России Владимира Путина. Все эти идеи заслуживают рассмотрения, - подчеркнул он. - Но с точки зрения крепкого мира было бы контрпродуктивно, если бы победители в одностороннем порядке захватили российские государственные активы. Такой путь приведет к повторению милитаризма 1990-х годов и теорий заговора об измене и унижении России (разговоров, которые имели жуткие параллели с Германией 1920-х годов)".
Поэтому необходимы более общие границы для восстановления обществ, опустошенных войной, продолжает он.
Основанием может стать подход по итогам Второй мировой, когда в ноябре 1943 года, задолго до победы союзников, была создана администрация ООН по оказанию гуманитарной помощи и реабилитации.
"Если рассматривать окончание войны в Украине как часть более широкого глобального проекта по оказанию поддержки всем жертвам агрессии, вторжения и насилия, то он с большей вероятностью получит поддержку в мире. А россияне смогут увидеть, что есть достойные альтернативы путинизму", - считает историк.
Сейчас же в российской верхушке, российском телевизоре царит паника по поводу будущего украинского контрнаступления.
"Прошли те времена, когда говорили: "Да что там эта Украина, да мы ее…". Теперь все очень серьезно, все с суровыми лицами, говорят что да, украинская армия очень сильна, боевой дух ее крепок, да и численность с вооружением тоже подходящие. Так что - страшно за себя путинским холуям, страшно. А что делать, когда страшно? Спрятаться за гору трупов", - описал известный российский журналист Игорь Яковенко причины последнего "ноу-хау", введения электронных повесток в РФ.
Ирина Носальская