Bild пишет о том, что Силы обороны Украины меняют тактику: вместо наступления стали активнее бить по военной инфраструктуре россиян. Насколько это может быть успешным и от чего зависит эффективность таких действий?
Агрессор уже дает ответ
Достаточно понятно, что на линии фронта к вражеской военной инфраструктуре относятся военные группировки и командные пункты, сеть укреплений, ближние военные склады, топливные базы, пути, транспорт, мосты, железнодорожные пути и развязки и т.д. Но во вражеском тылу не все так понятно. Впрочем, по словам военного эксперта Сергея Грабского, ВСУ поражают только военные цели врага.
О том, что война должна вестись на территории России, сейчас говорят немного и обычно в свете атак беспилотников. Последние, правда, становятся все более масштабными. К примеру, в результате атаки украинских донов прекратил технологические операции завод Новатек по переработке газового конденсата в Усть-Луге Ленинградской области. Беспилотники ударили по объекту утром 21 января.
Порт Усть-Луга является одним из двух основных экспортных источников энергии из РФ в Балтийском море, он расположен примерно в 130 километрах юго-западнее Санкт-Петербурга и недалеко от границы с Эстонией.
Это лишь единичный случай, но подобное ныне случается "на России" почти каждый день. Мы уже "бомбим" не только российский Белгород, но и Курск с Воронежем.
"За весь террор Россия будет отвечать - должна ответить. Без решений Москвы о начале этой агрессии, этого террора были бы живы сейчас тысячи и тысячи людей. И потому так важно привлечь Россию к полноценной, справедливой ответственности на всех уровнях", - заявил президент Украины Владимир Зеленский 21 января.
Президент также подчеркнул, что на индивидуальном уровне должен отвечать каждый военный преступник и каждый террорист.
"И на уровне всего государства-террориста - его активами и возможностями. Россия должна почувствовать и запомнить навсегда, что больше всего от агрессии теряет именно агрессор", - отметил он.
От дронов не спрятаться
Так почему россияне так легко позволяют себя "бомбить"?
Как отмечают аналитики американского Института изучения войны (ISW), система противовоздушной обороны (ПВО) в Ленинградской области не справилась, поскольку она строилась для отражения гипотетических ударов со стороны стран НАТО, а не против атак с юга.
Кроме того, российские силы используют системы малой дальности, такие как Панцирь, что не в состоянии покрыть все важные цели без перекидывания дополнительных систем в этот район. В ISW также сообщили, что продолжение украинских ударов в глубоком тылу России может усилить давление на российскую ПВО в целом.
При этом Ленинградский военный округ сейчас реформируется, чтобы подготовиться к возможной войне против НАТО. И аналитики ISW предполагают, что украинские удары могут побуждать российские войска передислоцировать здесь системы ПВО ближнего радиуса действия, оттягивая их от границы со странами-членами НАТО.
Кстати, более компактная территория Украины по сравнению с огромной Россией является в данном случае нашим преимуществом: мы более эффективно способны прикрыться средствами ПВО и РЭБ, что недостижимо для врага.
Все это прекрасно понимают на Западе. Глава оборонного ведомства Латвии Андрис Спрудс недавно заявил, что Рига добивается прогресса в создании коалиции из десятков стран, чтобы вооружить украинские войска "тысячами" новых беспилотников.
По его словам, это поможет ВСУ в войне, где беспилотники стали важнейшим элементом боевых действий.
"Главная цель сделать все, чтобы как можно больше этих беспилотников было доставлено в Украину", - цитирует Спрудса издание Bloomberg.
В то же время Спрудс отказался предоставлять дальнейшие подробности этого проекта, сказав, что "сейчас мы находимся на этапе, когда мы приближаемся к 20 партнерам".
Поединок бесплотников: кто и где опережает
Использование беспилотников стало основой многих успехов Украины на поле боя, в частности в кампании в Черном море, в ударах по Крыму и по объектам в глубине территории России.
Но дроны все же еще больше сконцентрированы вдоль линии фронта.
"По просьбе определить лучшее оружие для уничтожения танков в своем арсенале, украинские командиры всех рангов дают одинаковый ответ: дроны с видом от первого лица (FPV), пилоты которых маневрируют на земле, глядя на прямую трансляцию с бортовой камеры. Эти беспилотники сделали так, что бои "танк против танка" остались в прошлом", - пишет издание Foreign Affairs.
Вместе с тем, еще в августе прошлого года издание The Economist со ссылкой на источник в окружении украинского главнокомандующего Валерия Залужного сообщило, что Россия в начале полномасштабной войны против Украины имела преимущество 3:1 в тактических беспилотниках, но теперь потеряла ее. Известно, что сегодня более 40 компаний имеют контракты с государством, а производство БПЛА выросло в десятки раз.
Западные СМИ также сообщали, что Украина работает над дальнобойными ударными дронами. Так, дрон Бобер якобы может летать на расстояние 700-1000 км со скоростью до 200 км/ч и иметь боевую часть весом до 20 кг. Этот беспилотник вроде бы может изменять высоту для прохождения зон покрытия ПВО или изменения цели и управляется автопилотом.
"Если эти оценки окажутся верными, то получается, что нашим конструкторам удалось создать дальнобойный дрон-камикадзе на значительно более совершенном уровне, чем иранский Shahed-131 (имеющий такую же массу БЖД)", - акцентируют специалисты.
Но при этом с конца 2022 года Россия использует комбинацию дронов своего производства Орлан-10 (разведывательный) и Ланцет (ударный).
"В начале конфликта Украина превзошла Россию по количеству атак беспилотников, но у нее нет комбинации беспилотников, которая бы соответствовала опасному новому дуэту России", - признает издание.
В дополнение к этому РФ имела преобладающие возможности в области радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Но в начале декабря 2023 стало известно, что Минобороны Украины допустило к эксплуатации в войсках новые образцы отечественных комплексов РЭБ, предназначенные для противодействия враждебным БПЛА.
Однако российский проект по производству Shahed-136 в особой экономической зоне промышленно-производственного типа Алабуга в Татарстане, о котором стало известно в июне 2023 года, уже разросся, минимум, до двух производственных линий - и дает возможность врагу производить до 300 таких БПЛА в месяц.
"Что сегодня удалось Москве - это налаживание производства планера - корпуса этих БПЛА. Их уже производит Россия самостоятельно. Больше запчастей, деталей теперь уходят из других стран, то есть все не замыкается только на Иране. Наша оценка заключается в том, что Российская Федерация способна и она уже производит или собирает беспилотные летательные аппараты именно на своей территории", - рассказал заместитель начальника Главного управления разведки Минобороны генерал-майор Вадим Скибицкий.
По словам Скибицкого, цель Москвы – к 2026 году выйти на полный, замкнутый цикл производства именно таких БПЛА на территории России.
"Я не уверен, что им удастся заменить или найти российский аналог, например, электронной базы - микросхем, чипов и т.д. Но стартеры, корпус, боевую часть, двигатели, другие элементы навигационной системы на сегодняшний день РФ способна изготавливать", - отметил заместитель начальника ГУР МОУ.
Для опережения РФ, по мнению военного эксперта Романа Свитана, нам нужно переносить фронт на территорию России - пока не поздно.
"Нам нужно работать с российскими тылами, Москвой, военными объектами на глубину наших средств поражений. Тогда у россиян будут проблемы. Если у них начнет гореть Москва, тогда действия войск РФ на нашей территории не будут сильно влиять на настроения внутри России, потому что это уже будут проблемы москвичей, а не россиян, которые под контракт зашли на наши территории", - отметил эксперт в комментарии ТСН.
Ирина Носальская