В начале 2022-го мобилизация осужденных граждан в России вызвала критику и насмешки в Украине. Впрочем, уже в 2024-м в нашей стране также задумались над призывом людей, отбывающим наказание.
Законопроект - уже на этой неделе
7 февраля 2024 года Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно отдельных вопросов прохождения военной службы, мобилизации и воинского учета (№10449). Он, в частности, предлагает предоставить право осужденным лицам, освобожденным от отбывания наказания с испытанием, по желанию быть призванными на военную службу по призыву по мобилизации.
Уже 20 февраля в разговоре с изданием Укринформ министр юстиции Денис Малюська заявил, что считает возможным мобилизовать лиц с судимостью, которые не представляют реальной опасности для общества или армии.
"Мое убеждение, что это делать нужно, и я верю в то, что это неизбежно. И мне кажется, что вокруг этой тематики немало мифов, и никто просто этот вопрос не прорабатывал",- говорил тогда Малюська.
В этой связи он отметил, что у украинцев представление об этом "как о мифе о Пригожине (основателе ЧВК Вагнер - ред.), который забирает из тюрем людей, заключенных, ... которые ... бегают с автоматами и могут выстрелить в кого угодно".
Он напомнил, что на сегодня не только заключенные, которые находятся в местах лишения свободы, не подлежат призыву. Например, человек получает наказание с отсрочкой исполнения за ДТП - и по факту находится на свободе.
"Он (этот человек - ред.) гуляет по улицам, есть семья, он работает, просто периодически он посещает наши центры пробации. Этот человек не подлежит призыву. У меня большой вопрос: а почему?"- отметил министр юстиции.
По его убеждению, таких людей надо мобилизовать. Кроме того, в тюрьме есть люди, которые не представляют реальной опасности для общества или армии, говорит Малюська. Например, коррупционеры.
Министр добавил, что у военных есть куча работы, которую можно выполнять и без оружия.
"Почему их нельзя привлечь? Речь о тысячах людей. Поэтому наша позиция - это делать надо. Мы будем мягко это предлагать парламенту, будем убеждать военных, что им это тоже нужно. Когда нам это удастся, это будет реализовано, а я думаю, что это неизбежно",- подчеркнул Малюська.
Уже 9 марта в эфире телемарафона министр рассказал, что законопроект о мобилизации осужденных может быть зарегистрирован в Верховной Раде на этой неделе.
Как осужденные могут помочь армии
Денис Малюська рассказал, что "есть очень много - тысячи заключенных и осужденных, которые готовы стать военнослужащими и стать полноправными членами Сил обороны Украины и защищать Украину".
Это подтверждает и адвокат Ростислав Кравец. Он пишет в своем Facebook, что осужденные даже пишут письма, где просят о помиловании, чтобы иметь возможность пойти защищать Украину.
"Есть большое количество обращений, в которых они выражают готовность таким образом искупить вину. Особенно это касается лиц, совершивших коррупционные или служебные преступления. Они пишут на Офис президента обращения с просьбой о помиловании или амнистии",- пишет Кравец.
Почему же закон до сих пор не приняли?
"Мы зашли в достаточно дальние дискуссии с военными. Собственно, почему законопроект до сих пор не зарегистрирован? Потому что мы хотели, чтобы позиция была уже однозначно согласована и правительства, и депутатов, которые принимали участие в обсуждении, и Вооруженных сил, чтобы мы не переносили дискуссию по поводу мобилизации осужденных в стены парламента - длительную и детальную",- сказал Малюська.
По его словам, военные попросили, чтобы из законопроекта исключили возможность мобилизовать тех заключенных и осужденных, которые нарушали воинскую дисциплину, и совершали преступления, связанные с выполнением своего воинского долга.
Отметим, что некоторые эксперты одобрительно отзываются о мобилизации осужденных. Как пишет в своем Facebook экс-командир роты батальона Айдар, военный аналитик Евгений Дикий, этих людей стоит брать в ВСУ, кроме осужденных за некоторые виды преступлений, например, насильников.
Он подчеркивает, что таким образом не получится избежать массовой мобилизации и решить проблемы комплектации ВСУ.
"У нас сидит всего около 60 тысяч заключенных, это включая женщин, пожилых людей, больных и немощных. То есть при добровольном наборе (а речь только о нем) мы сможем набрать из-за решетки "навскидку" тысяч где-то от 6 до 12, не более. То есть 1-2 бригады",- пишет Дикий.
Впрочем, он считает, что закон нужен самим заключенным.
"Война - тот катарсис, который очень многих изменил внутренне, и заставил переродиться. Поэтому, по моему мнению, стоит дать осужденным согражданам шанс через фронт вернуться в социум, очищенными от "грехов" и ресоциализированными",- пишет Дикий.
Что будет в новом законе и кого смогут мобилизовать
Чиновники Минюста и нардепы в комментариях СМИ рассказывают о видении законопроекта о мобилизации заключенных. Народный депутат от фракции Слуга народа, член парламентского комитета по вопросам нацбезопасности
Федор Вениславский так комментировал законопроект в разговоре с ТСН: "Предварительно новый законопроект о мобилизации предусматривает, что на людей, которые имеют судимость за совершение преступления и наказание, которое не связано с пребыванием в местах лишения или ограничения свободы, будут распространены общие правила воинского учета - то есть они смогут быть мобилизованными".
По его словам, те граждане, которые находятся в местах лишения или ограничения свободы, по их добровольному согласию, тоже смогут быть призваны на военную службу по мобилизации.
"А уже изменения в уголовный и уголовно-процессуальный кодекс должны регламентировать их правовой статус, после того, как они будут уволены с военной службы по окончании боевых действий",- говорит Федор Вениславский.
Народный депутат добавляет, что это право не будет касаться тех осужденных, которые совершили уголовно-наказуемые деяния, связанные с преступлениями против основ национальной безопасности и половой свободы человека. Они точно не получат такого права.
В свою очередь, заместитель министра юстиции Елена Высоцкая в разговоре с LIGA.net отметила, что мобилизация осужденных убийц и насильников зависит от отношения военных: если они будут против того, чтобы в их подразделении был такой человек, то в суд не будут подавать ходатайство о его мобилизации.
Заместитель министра юстиции считает, что следует быть осторожным в механизмах того, кто и как решает, мобилизовать таких людей или нет. В то же время отмечает, что запрос военных в этом является обязательным.
"Если они не хотят иметь такого человека в подразделении, боятся его или не хотят отдельно с ним заниматься, мы просто не будем принимать первое решение и не будем подавать на рассмотрение суда", - сказала Высоцкая.
По словам чиновницы, некоторые командиры говорят, что "брали бы сотнями заключенных и осужденных". Высоцкая пояснила, что "преступления тоже очень разные": от дорожно-транспортных происшествий и преступлений по неосторожности до умышленных убийств и изнасилований.
Относительно того, как регулировать предоставление оружия мобилизованным осужденным, Высоцкая заявила, что привлечение таких людей в ВСУ может "происходить в разных формах".
"Конечно, можно говорить о склонности к агрессии. Но какое-то время пенитенциарная система работала с этим человеком. И у нас есть оценка риска повторного совершения правонарушения. Мы можем использовать ее, чтобы решать вопрос оружия. Человек может быть в армии, но при этом не прикасаться к оружию",- пояснила Высоцкая.
Валерия Шипуля