ЕС планирует предоставить нашей стране кредит за счет замороженных резервов российского центробанка.
Лидеры ЕС готовятся согласовать новый механизм помощи Украине – кредит объемом в 140 млрд евро за счет замороженных резервов Центробанка РФ. В Брюсселе его уже назвали “репарационным”. Когда это может произойти и должны ли мы будем возвращать кредит?
Кто был против
Идею использования резервов российского центробанка, замороженных в странах Запада, для помощи Украине, в ЕС обсуждают давно, однако до последнего времени правительства стран ЕС выступали против. Их сдерживали юридические и финансовые риски, а также опасения нового витка эскалации со стороны России.
Странами, чьи правительства дольше и решительнее выступали против полной конфискации (или были скептически настроены относительно передачи основной суммы) замороженных активов российского Центробанка, были Германия и Франция. К ним часто присоединялись также: Испания, Бельгия (где в депозитарии Euroclear хранится подавляющее большинство активов).
Основных аргументов, которые выдвигали эти страны и институты (включая Европейский центральный банк), было три. Первый – правовые риски – опасения нарушения международного права, в частности принципа государственного иммунитета. Второй – финансовая стабильность – опасения, что конфискация может подорвать доверие к евро как мировой резервной валюте и привести к оттоку капитала из европейских финансовых институций. Третий – потеря рычага влияния: скептики считали, что эти активы являются важным козырем в будущих мирных переговорах с Россией.
Германия – за
Но недавно ситуация изменилась. Канцлер Германии Фридрих Мерц поддержал идею выдачи кредита Украине за счет средств РФ. Об этом он написал в колонке для издания FinancialTimes, которая также опубликована на сайте немецкого правительства.
“На мой взгляд, необходимо разработать жизнеспособное решение, которое позволит нам - без притеснения прав собственности - предоставить Украине беспроцентный кредит на общую сумму почти 140 млрд евро. Этот кредит будет погашен только после того, как Россия компенсирует Украине ущерб, нанесенный во время этой войны. До этого российские активы будут оставаться замороженными”, - написал Мерц.
Германия является самой мощной экономикой Европы по объему валового внутреннего продукта (ВВП), и при принятии общеевропейских решений ее мнение значимо.
Свидетельством смены вектора ЕС также стало недавнее выступление президента Европейской Комиссии Урсулы фон дер Ляйен в Европарламенте. Она упомянула возможность предоставления Украине “репарационного кредита”, но не привела почти никаких деталей.
“Нам нужно более структурное решение для военной поддержки, и именно поэтому я предложила идею репарационного кредита, базирующегося на иммобилизованных российских активах”, - сказала фон дер Ляйен.
Колонка Мерца добавила конкретики.
Осталось согласовать детали
По данным Reuters и Politico, работа над механизмом передачи Украине российских активов уже завершена - остается согласовать лишь детали.
Планируется мобилизовать почти всю сумму, хранящуюся в Euroclear. Дело в том, что примерно у 175 млрд евро из 190 млрд истек срок инвестирования, обусловленный соглашением с российским центробанком. В результате эти средства были конвертированы из ценных бумаг в валюту. Они еще продолжают приносить доход, но уже совсем скромный.
Часть суммы по данным Reuters пойдет на погашение кредитов по программе ERA. Оставшиеся средства поступят в специальную организацию, которую создадут правительства стран ЕС и, возможно, G7. Эта структура выдаст Украине новый кредит, а Euroclearполучит облигации, выпущенные странами-кредиторами. Соответственно, если Россия в будущем подаст на Euroclearв суд и выиграет его, отвечать по обязательствам депозитария будут эти страны.
По словам фон дер Ляйен, Украина должна будет вернуть кредит, если Россия заплатит репарации – виновник должен нести ответственность.
Ожидается, что окончательное решение лидеры ЕС примут 1 октября. Для Украины согласование этого плана имеет критическое значение. После недавних переговоров с МВФ, Киев значительно пересмотрел свои потребности во внешнем финансировании на 2026-2027 гг. По данным Bloomberg, оценка выросла с 38 до 65 млрд долл.
Проблема Орбана
Участие Венгрии и Словакии, которые симпатизируют России, в реализации идеи кредитования Украины на средства России, остается под вопросом.
На данный момент, как пишет Politico, в ЕС решают вопросы изоляции Орбана, чтобы использовать российские активы. В частности, известно, что на саммите в Копенгагене, который состоялся в первых числах октября, лидеры ЕС обсудили механизм решения вопроса по замороженным российским активам “в обход” Венгрии, блокирующей конфискацию и использование этих средств для Украины.
В Брюсселе утверждают, что нашли юридический путь минимизировать влияние Будапешта на процедуру принятия решения.
Окончательное принятие решения запланировано на конец октября на официальном заседании Европейского Совета.
Почему понадобились российские средства
Идея конфисковать замороженные российские активы и передать их Украине стала обсуждаться практически с самого начала полномасштабного вторжения РФ в Украину. Но в практическую плоскость эти обсуждения так и не перешли.
“Поскольку ЕС не находится в состоянии войны с Россией, за пределами G7 конфискация рассматривалась бы как незаконная мера или даже кража - она подорвала бы веру в приверженность Европы международному порядку, основывающемуся на правилах”, - объясняет эксперт аналитического центра Bruegel Николас Верон.
Единственным органом, который имеет бесспорные полномочия лишить Россию права собственности на ее резервы, может быть международный суд. Теоретически Международный суд ООН мог бы принять такое решение, но проблема в том, что Россия как постоянный член Совета Безопасности ООН его бы заблокировала.
В то же время был найден другой способ использовать замороженные резервы для помощи Украине. В прошлом году была разработана Программа экстренного кредитования, в рамках которой страны G7 обязались предоставить Украине кредиты на общую сумму около 45 млрд евро. Проценты по ним выплачиваются из доходов, которые продолжают генерировать ценные бумаги и другие активы, в которые вложены российские накопления.
Большая часть средств в рамках ERAУкраина уже получила. На следующий год, по данным НБУ, запланировано получение лишь 10 млрд евро. Именно истощением этого источника финансирования объясняется стремление союзников Киева искать новые механизмы поддержки Украины.
Реакция России
Реакция РФ на планы ЕС использовать замороженные активы, в частности, для выдачи “репарационного кредита” Украине, резко негативна.
В частности, российский МИД назвал эту идею кражей на государственном уровне.
“Любое посягательство на российскую государственную собственность под прикрытием любого надуманного “репарационного механизма” будет ничем иным, как воровством на государственном уровне”, - сказали в МИД РФ.
В свою очередь российские чиновники, в частности бывший президент Дмитрий Медведев, угрожают судебным преследованием государствам ЕС, а также “евродегенератам” из Брюсселя и отдельным странам, которые будут пытаться конфисковать российское имущество. Москва также намекает на возможные ответные меры и конфискацию активов западных компаний в России.
РФ настаивает, что любое использование её суверенных активов является нарушением интернационального права и принципа суверенного иммунитета.
Россия обещает обжаловать такие решения в международных судах и, вероятно, будет подавать иски против Европейских институций и финансовых посредников (например Euroclear), если активы будут использованы.
Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента РФ, постоянно подчеркивает, что такие действия будут иметь юридические последствия для Запада и подорвут доверие.
“Считаем это абсолютно незаконным, противоречащим всем нормам международного права. Это по сути воровство... Будут предприняты соответствующие действия, которые будут отвечать нашим интересам, и мы будем их максимально отстаивать”,- говорит он.
Фактически, несмотря на то, что предложение ЕС по поводу “репарационного кредита” (в отличие от прямой конфискации) является попыткой найти юридически безопасный путь, Россия рассматривает любое целевое использование этих средств как незаконное и враждебное деяние.
Виктория Хаджирадева