Заместитель директора компании Твоя Логистика Виктория Пикшрене в №14 (830) журнала Корреспондент рассказала о деятельности таможенных брокеров в Украине и о том, как победить коррупцию на таможне.
КАКОЙ ОБЪЕМ РЫНКА ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ В УКРАИНЕ?
— Емкость рынка — порядка 3 млн деклараций в год. Соотношение экспорта и импорта — приблизительно 50 на 50. Часть этого объема — компании, которые ведут внешнеэкономическую деятельность и самостоятельно оформляют грузы. Остальная доля рынка, около 25 % — посредники. Они обслуживают сравнительно небольших импортеров-экспортеров, которые по каким-либо причинам не имеют возможности заниматься растаможкой или же не видят смысла брать брокеров в штат. К слову, большую долю в общем объеме деклараций занимают посылки, которые консолидируют в основном крупные логистические компании: “Новая почта”, “Укрпочта”, Meest Express.
КАК РЕГУЛИРУЕТСЯ РЫНОК ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ?
— Государство еще несколько лет назад отменило лицензирование таможенной брокерской деятельности. Это существенно ослабило регулирование, и на рынке появилось большое количество участников. С одной стороны, это стимулирует конкуренцию. С другой — рынок разрозненный и крупных компаний, которые предоставляют посреднические услуги, в Украине нет. Поэтому операторы, оформляющие 20-30 тыс. деклараций в год, уже могут считаться лидерами рынка.
СКОЛЬКО СОСТАВЛЯЕТ СРЕДНЕМЕСЯЧНЫЙ ДОХОД ТАМОЖЕННОГО БРОКЕРА?
— Таможенный брокер должен зарабатывать в месяц $ 1-2 тыс. Это в Киеве и Одессе. В других областных центрах и в регионах месячный доход брокера может быть $ 600-1.500. При этом таможенные брокеры, работающие в посреднических компаниях, как правило, более профессиональны, поскольку они обслуживают различных по профилю деятельности клиентов, что дает им больше опыта.
А ЕСЛИ СРАВНИТЬ УКРАИНСКИЙ РЫНОК ПОСРЕДНИЧЕСКИХ УСЛУГ С ЕВРОПЕЙСКИМ, КАКИЕ ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ОТЛИЧИЯ?
— Стоимость услуг таможенных брокеров в Украине, по сути, сравнялась с ценой услуг в Западной Европе и составляет 20-50 евро за одну сделку (таможенную декларацию). В то же время у нас брокеры не предлагают страхование таможенных сделок. Эту услугу в Украине имеют право предоставлять лишь две компании, в то время как остальные получить лицензии на этот вид страхования не могут.
ПОЧЕМУ?
— Так прописаны нормы Таможенного кодекса.
ВЛАСТИ В УКРАИНЕ НИ ОДИН ГОД ОБЕЩАЮТ УПРОЩЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПРОЦЕДУР. ПРОИСХОДИТ ЛИ ЭТО НА САМОМ ДЕЛЕ?
— Экспорт, импорт, транзит грузов приносят немалые деньги госбюджету в виде налогов и сборов. И государство, по идее, должно быть заинтересовано в том, чтобы упростить процедуры таможенного оформления, сделать их более прозрачными, убрать бюрократию. Тем не менее реального облегчения для бизнеса по-прежнему нет. Вообще, сложилась абсурдная ситуация: в таможенных и правоохранительных органах (МВД, СБУ, Генпрокуратуре) несколько тысяч сотрудников, которые усиленно борются с контрабандой и серым импортом. Но для того, чтобы таких нарушений не было, никто ничего не делает. В том числе это касается и рынка посреднических услуг. Как я уже упомянула, в связи с отменой лицензирования таможенных брокеров появилось множество недобросовестных участников. Сегодня в Украине этим видом деятельности может заниматься любой частный предприниматель. Появляются компании-однодневки, которые растаможивают 20-30 машин контрабанды, ликвидируются и всплывают снова. И привлечь их к ответственности невозможно, поскольку вход на этот рынок неограничен.
КАК РЕШИТЬ ЭТУ ПРОБЛЕМУ?
— Давайте посмотрим на пример развитых стран Европы. Там деятельность таможенных брокеров лицензируется. И такую лицензию выдадут, только если посредник соответствует определенным требованиям. Имеет активы и инфраструктуру, штат специалистов и запас средств, некий гарантийный капитал на тот случай, если придется нести финансовую ответственность перед клиентами или, например, оплачивать штрафы за допущенные нарушения. Так что опыт ЕС был бы нам однозначно полезен. Ведь гораздо проще контролировать, скажем, 100 компаний, которым есть что терять, чем 20 тыс. игроков, которые ни за что не отвечают.
КАКИЕ ЕЩЕ ПРЕПЯТСТВИЯ ВЫ ВИДИТЕ НА ПУТИ РАЗВИТИЯ РЫНКА?
— В Украине отсутствует нормальная подготовка кадров в таможенно- брокерской сфере. Да, можно пройти курсы таможенных брокеров и даже получить сертификат. Но уровень такого специалиста не будет высоким. Причем это проблема не только для посредников, но и для таможенной службы. Туда часто приходят на работу люди, которые не знакомы со спецификой внешнеэкономической деятельности и таможенного дела. Это результат в том числе слияния налоговой и таможни в Государственную фискальную службу. По сути, налоговая поглотила таможню, что привело к падению квалификации сотрудников и ухудшило авторитет таможни.
РАССКАЖИТЕ, КАК ВЛИЯЕТ НА РАБОТУ ИМПОРТЕРОВ И ЭКСПОРТЕРОВ КОРРУПЦИЯ НА ТАМОЖНЕ?
— Есть так называемая бытовая коррупция, первопричина которой — несовершенство таможенного оформления. Даже переход на электронный документооборот не решил проблему, поскольку большинство процедур не меняются еще со времен СССР. Раньше необходимо было приходить к определенному инспектору, закрепленному за определенным ВМО, и подавать ему декларации в бумажном виде. После введения электронного декларирования необходимость нести бумажную декларацию отпала, но при этом все инспекторы остались привязанными к ВМО. И когда брокер подает декларацию, он точно знает, куда нужно прийти и с кем договариваться. А если бы убрали привязку к ВМО и декларация в электронной форме могла попасть к любому инспектору, то “бытовой” коррупции не было бы. И не стоит сбрасывать со счетов фактор маленького оклада инспекторов — это тоже влияет на уровень коррупции.
В ЧЕМ МИНУСЫ РАБОТЫ ЕДИНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СИСТЕМЫ “ИНСПЕКТОР-2006”?
— Единой базой “Инспектор-2006” пользуется вся таможня. Ее работоспособность зависит от одного человека, разработчика Александра Ивашкевича, который, кстати, в июне 2019 года хотел уволиться из таможни и его еле удержали. Эта ситуация — еще одно доказательство плохой организации всей системы. А есть системная коррупция, основная причина которой — слабое законодательство. Его пробелы используют преступные организации.
КАКИМ ОБРАЗОМ ЭТО ИМ УДАЕТСЯ?
— Часть из них под защитой политиков и силовиков. Например, не секрет, что ввоз всей одежды из Турции долгое время контролировал всем известный депутат от БПП, который, к счастью, в новый состав Рады не попал. А есть целые бизнес-кланы, которые в буквальном смысле покупают таможенников, вплоть до руководителей (на Одесской таможне, в частности), и те работают на них как наемные менеджеры. До вынесения справедливых судебных решений я не могу публично называть имена, хотя их озвучил журналист-расследователь Евгений Плинский в своем видеоблоге на YouTube. Об одном наиболее одиозном персонаже, который диспетчирует контрабанду через Одессу, даже были в нынешнем году публикации в местных медиа. Известно о кланах и тем, кто должен бороться с системной коррупцией. Причем противостоять этим кланам не может даже правительство, хотя таможня находится в непосредственном подчинении Кабмина. Премьер-министр Владимир Гройсман не раз заявлял, что за попытки прижать контрабандистов против него готовятся провокации со стороны тех, кто эту контрабанду крышует.
КАКИМ ЖЕ ОБРАЗОМ МОЖНО ИСПРАВИТЬ СИТУАЦИЮ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ?
— Мы возлагаем большие на дежды на реформу ГФС, ее разделение на налоговую и таможенную службы. Мы считаем, что это положительно повлияет на подготовку кадров, на их профессионализм, на уровень оплаты труда таможенников и, как следствие, на качество работы украинской таможни. А значит, сыграет в плюс всему рынку. Конечно, это большие вызовы для вновь назначенного главы Государственной таможенной службы Максима Нефьодова. Но если учесть, что он проявил себя как успешный менеджер на должности замминистра экономразвития, в частности, запустив такой масштабный проект, как ProZorro, то и в роли главы ГТС бизнес ожидает от Нефьодова важных шагов и решений. Некоторые планы он уже озвучил: сократить количество таможен и уволить сотрудников, склонных к коррупции. А также сменить руководство тех таможен, где есть большие проблемы.