Американский Gap, один из крупнейших фешн-ретейлеров, начал завоевание Украины. Конкурентов у него немного - многие мировые бренды отпугивают особенности национального бизнеса, - пишет Катерина Коберник в №23 журнала Корреспондент от 17 июня 2011 года.
Hello, Kyiv (привет, Киев — с англ.) - с таким слоганом 8 июня под вспышки фотоаппаратов и звон бокалов на украинский рынок вошел один из крупнейших мировых фешн-ретейлеров, американский Gap. Культовый бренд, за 42 года своего существования покоривший больше 90 стран и открывший около 3 тыс. магазинов, надежно обосновался на главной торговой улице страны - Крещатике.
На открытии флагманского магазина многочисленные отечественные селебретис, попивая шампанское с клубникой, рассматривали фирменные гэповские толстовки - совсем недавно их можно было купить только за рубежом. "У Gap отличные детские вещи. За границей я их нередко покупаю на подарки", - признался Корреспонденту украинский дизайнер и телеведущий Андре Тан.
В отношении Украины у Gap серьезные планы. К концу года акула модного массмаркета планирует открыть тут еще два магазина - в Киеве и Днепропетровске.
Впрочем, спокойно строить бизнес и почивать на лаврах Gap вряд ли удастся. Раскрученным на весь мир именем еще недавно неизбалованных модными новинками украинцев уже не удивишь. Только за последний год на отечественный рынок пришли сразу несколько всемирно известных модных брендов. Молодежные британские TopShop и New Look, подчеркнуто сдержанный испанский Massimo Dutty, универсальный немецкий NewYorker, креативный американский Steve Madden и многие другие торговые марки с головой окунули украинцев в сумасшедший мир фастфешн (быстрая мода - с англ.).
К концу года акула модного массмаркета планирует открыть тут еще два магазина - в Киеве и Днепропетровске.
Причины интереса крупнейших ретейлеров одежды, обуви и аксессуаров к новому для них рынку налицо. Согласно данным последнего исследования консалтинговой компании CB Richard Ellis, Украина вошла в число 20 наиболее привлекательных для международных ретейлеров стран, встав в один ряд с Турцией и Португалией.
С окончанием экономического кризиса на руку акулам массмаркета сыграло и неуемное желание украинцев хорошо одеваться в буквальном смысле слова любой ценой. Так, по данным Украинской торговой гильдии (UTG), если европейские потребители обычно тратят на свой гардероб порядка 14% бюджета, то менее зажиточные украинцы - все 22%.
"Это просто отлично, когда спрос и предложение находят друг друга", - эмоционально комментирует последние тенденции Маурицио Аскеро, владелец консалтинговой компании Maas Markets, директор по международному развитию Ukrainian Fashion Week.
Впрочем, по словам сведущего в вопросах модного бизнеса итальянца, стремительно начавшееся в 2010 году знакомство украинских модников с фастфешн может так же стремительно закончиться. "Для прихода новых торговых марок в Украине не хватает ни торговых площадей, ни удобных законов, ни философии продаж", - уверен эксперт.
Открытие Америки
Для Украины приход такого крупного игрока, как Gap, если не сенсация, то масштабное событие. Только в минувшем году объем продаж мирового гиганта фешн-индустрии составил $ 14,7 млрд. Для сравнения: это почти на 50% больше, чем весь отечественный рынок легкой промышленности, который эксперты ассоциации Укрлегпром оценивают примерно в $ 10 млрд.
В Украине привыкший к стремительной экспансии неосвоенных рынков Gap на анонсированных к концу года трех магазинах останавливаться не намерен. Как признался Корреспонденту Гюрол Чирагоз, директор по операционному развитию турецкой компании Fiba Retail, которая по франшизе открыла Gap в Украине, в ближайшие три года сеть вырастет до семи магазинов, которые откроются практически во всех крупных городах страны.
"Мы не боимся конкуренции. В своем сегменте мы не видим конкурентов", - уверенно комментирует амбициозные планы Чирагоз.
На самом деле поводов для волнений у Gap хватает. Буквально напротив его первого магазина в Украине находится его главный конкурент - испанская Zara. Известный бренд наравне с недавно появившимися в Украине Oysho, Massimo Dutti, Bershka, Pull and Bear и Stradivarius принадлежит международному лидеру фешн-ретейла Inditex Group.
Если недавно появившиеся в Украине крупные игроки не будут жадничать, то места под солнцем хватит всем
Объединенная под испанскими знаменами армия раскрученных торговых марок способна умерить пыл амбициозной американской компании и отщипнуть солидный кусок от ожидаемых Gap прибылей. Тем более по объемам продаж Inditex Group в минувшем году обошел ближайшего конкурента почти на $ 4 млрд, достигнув отметки $ 18,3 млрд.
Впрочем, если недавно появившиеся в Украине крупные игроки не будут жадничать, то места под солнцем хватит всем. Местные модники с нескрываемым энтузиазмом расхватывают брендовые вещи, которые раньше им приходилось искать за рубежами родины.
"Многие известные бренды украинцы полюбили заочно, поэтому сейчас они с удовольствием приобщаются к этой культуре", - объясняет Наталья Чепурная, руководителя проекта Steve Madden, известного американского фешн-ретейлера обуви, в минувшем году открывшего в Украине три магазина.
Причин, по которым монстры фешн-ретейла - шведский H&M, японский Uniqlo, американский Victoria’s Secret - не спешат завоевывать украинских потребителей фастфешн, предостаточно
По словам Чепурной, за новыми моделями от культового американца киевляне буквально выстраиваются в очереди. Им по душе доступные цены, порядка $ 80 за пару босоножек, и то, что в обуви от Steve Madden периодически на публике появляются даже звезды первой величины вроде Мадонны и Рианны.
"Отечественный рынок фешн-ретейла далек от насыщения. В той же России представлено куда больше торговых марок", - объясняет ажиотаж Сергей Заика, руководитель направления по связям с зарубежными сетями компании UTG.
Причин, по которым монстры фешн-ретейла - шведский H&M, японский Uniqlo, американский Victoria’s Secret - не спешат завоевывать украинских потребителей фастфешн, предостаточно.
Модный приговор
"Знаете, по какому принципу продают товары модных международных ретейлеров в украинских шопинг-моллах? - иронично обращается к Корреспонденту Аскеро. - Где попало, с чем попало, как попало". От возмущения не находя подходящих русских слов, итальянец переходит на английский.
По его словам, в большинстве украинских торговых центров напрочь отсутствует философия продаж - магазины известных брендов соседствуют с раскладками китайских часов. Вместо четкого зонирования женская, детская и мужская одежда продается вразброс. В итоге покупатель чувствует себя растерянным и, не найдя необходимый магазин, уходит без покупок.
"Этот хаос распугивает потенциальных ретейлеров, - авторитетно комментирует наболевший вопрос Аскеро. - Они приходят, смотрят, понимают, что продаж не будет, и уходят".
Не меньше, чем проблемы с культурой сбыта, модных ретейлеров от Украины отпугивают заоблачные даже для Европы и США арендные ставки. Так, если один квадратный метр в столичном шопинг-молле обходится зарубежным адептам массмаркета в $ 120-180 плюс эксплуатационные расходы, то в Италии аналогичную площадь можно арендовать примерно в три раза дешевле, всего за $ 55.
В большинстве украинских торговых центров напрочь отсутствует философия продаж - магазины известных брендов соседствуют с раскладками китайских часов
Небывалую для слабо развитого рынка дороговизну эксперты объясняют дефицитом торговых площадей. Так, по данным UTG, в киевских торговых центрах осталось не больше 3% свободных мест для открытия новых магазинов. В целом же, по расчетам экспертов, для полноценного развития рынка ретейла одежды в Украине не хватает порядка 1 млн кв. м.
Впрочем, даже если пресловутый арендный вопрос будет решен, напрямую выходить на полный бюрократических процедур и теневых схем отечественный рынок, известные западные фешн-ретейлеры вряд ли отважатся. Пока большинство из них открывают свои магазины в Украине по франшизе, доверяя все сопутствующие хлопоты уже работавшим на проблемном рынке компаниям.
"Сейчас в Украине прежде всего стоит ожидать российских и турецких ретейлеров", - конкретизирует национальную принадлежность потенциальных игроков Заика. К примеру, открытием Gap в Украине занимается турецкая Fiba Retail, которая в 2007 году вывела на отечественный рынок крупнейшего британского производителя одежды, компанию Marks & Spencer.
В числе самых успешных россиян Заика называет Мэлон Фешн Груп (МФГ), которая продвигает на украинском рынке бренды Befree, Women’secret, Love republic, Coobeauty, и Springfield. Кроме того, в 2010 году на берега Днепра пришел российский фешн-ретейлер Bosco. До 2016 года бренд, облачивший в свои спортивные костюмы российскую элиту, планирует открыть на соседнем рынке 35 магазинов.
Больше гламура
Европейцы в ответ на агрессивную политику россиян лишь разводят руками. "Мы заинтересованы в расширении рынков сбыта, но дать какие-либо точные прогнозы в отношении Украины не можем", - сообщили Корреспонденту в главном офисе шведского монстра ретейла H&M. В его ближайших планах - открытие магазинов в Хорватии и соседней Румынии.
Там, по словам экспертов, вести модный бизнес куда проще, чем в Украине, где из-за двойной бухгалтерии любые финансовые показатели деятельности компании - тайна за семью печатями.
"Главный офис доволен нашими результатами", - уклончиво отвечает на вопрос о доходах от продаж Steve Madden в Украине Чепурная. Она, как и многие ее коллеги, обходит вопрос о деньгах, называя информацию закрытой, но уверена, что обувному детищу американского дизайнера банкротство не грозит.
Между тем, заглядывая наперед, эксперты фешн-индустрии советуют ретейлерам, которые стремятся закрепиться на отечественном рынке, не полагаться сугубо на громкое имя и сражаться за каждого клиента. Ведь армия потенциальных потребителей массмаркета, по подсчетам участников рынка, не превышает 4 млн человек. А по данным социологической группы Рейтинг, в магазинах брендовой одежды в Украине и вовсе одеваются не более 5%.
Армия потенциальных потребителей массмаркета, по подсчетам участников рынка, не превышает 4 млн человек
"Проблема в том, что доступный по задумке массмаркет в Украине для масс как раз недоступен", - комментирует непростую ситуацию фешн-блогер Александр Мизар. По его словам, те, кто регулярно пополняет гардероб вещами по $ 50-100, не хотят быть как все, поэтому активно ищут альтернативу штампованной одежде.
"В конце концов украинцы насытятся фастфешн и появится запрос на эксклюзивную одежду", - продолжает мысль Татьяна Кремень, владелица киевского магазина Пюре, специализирующегося на продаже одежды украинских и британских дизайнеров.
По этому пути, по ее словам, пошла Европа, где с массмаркетом соседствуют не менее популярные магазины винтажной и недорогой дизайнерской одежды. В Украине эта ниша пока вакантна, и занять ее могут отечественные игроки.
"Безусловно, массмаркет проглотит Украину, но не целиком", - резюмируя, шутит Тан. Несмотря на яростные атаки крупных ретейлеров, его магазины недорогой одежды пользуются у соотечественников популярностью и приносят прибыль. "На этом рынке место еще найдется многим, и составить конкуренцию китайцам вполне реально", - уверен дизайнер.
***
Этот материал опубликован в №23 журнала Корреспондент от 17 июня 2011 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент запрещена.