Верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи контролирует бизнес-империю стоимостью примерно $95 миллиардов, что превышает объем годового экспорта нефти страны, свидетельствуют выводы длившегося шесть месяцев исследования Reuters.
Мало кому известная организация Setad - один из ключевых факторов могущества иранского лидера. У нее есть доля почти в каждом секторе промышленности страны, включая финансы, нефть, телекоммуникации, производство противозачаточных таблеток и даже выращивание страусов.
Setad выстроила свою империю путем систематического присвоения недвижимости, принадлежащей обычным иранцам - членам религиозных меньшинств, мусульманам-шиитам, бизнесменам и иранцам, живущим за границей.
Исследование, детально представленное в трех частях на англоязычном сайте Reuters, описывает процесс наращивания Setad гигантского портфолио недвижимости с помощью исков в суды - иногда лживых - о том, что та или иная собственность брошена. Суд выдал организации монополию на присвоение собственности именем верховного лидера, и Setad регулярно продает захваченную недвижимость на аукционе или требует выплат у первоначальных владельцев.
Журналисты Reuters обнаружили почти 300 единиц собственности - многие из которых стоят миллионы долларов - выставленными организацией на аукцион только в мае.
Полное название организации на персидском языке - Setad Ejraiye Farmane Hazrate Emam - "Штаб-квартира исполнения приказов имама". Название отсылает к эдикту, подписанному первым лидером исламской республики аятоллой Рухоллой Хомейни незадолго до его смерти в 1989 году. Приказ Хомейни дал жизнь организации, призванной контролировать и продавать покинутую в течение хаотичного периода после исламской революции 1979 года собственность.
Согласно одному из сооснователей Setad, организация была создана с целью помощи бедным и ветеранам войны и должна была просуществовать всего два года.
Однако почти четверть века спустя Setad является бизнес-гигантом, владеющим недвижимостью, корпоративными акциями и другими активами. Хотя при организации действует благотворительный фонд, неясно, сколько денег идет на его развитие.
Под властью Хаменеи организация расширила корпоративные холдинги, скупая акции десятков иранских компаний, как частных, так и государственных, провозгласив целью создание конгломерата для ускорения роста экономики страны.
На протяжении многих лет верховный лидер, судьи и парламент издавали бюрократические эдикты и принимали судебные решения, расширяющие полномочия Setad.
"Никакая надзорная организация не может ставить под вопрос ее собственность", - сказал Наги Махмуди, иранский адвокат, покинувший страну в 2010 году и ныне проживающий в Германии.
В июне министерство финансов США наложило санкции на Setad и ряд корпоративных холдингов организации, назвав ее "масштабной сетью передовых компаний, скрывающих активы от имени...руководства Ирана".
КЛЮЧЕВОЙ РЕСУРС
Администрация президента Ирана и министерство иностранных дел не отреагировали на просьбу прокомментировать исследование. Посольство Ирана в США охарактеризовало данные Reuters как "рассеянные и разрозненные", заявив, что у них "нет никакого обоснования", однако не стало вдаваться в подробности.
Генеральный директор Setad по связям с общественностью Хамид Ваези в ответ на детальное описание исследования отправил по электронной почте письмо, в котором заявил, что представленная информация "далека от реальности и неверна". Он также не стал вдаваться в детали.
В последовавшем за этим сообщении он заявил, что Setad не согласна с обвинениями минфина США и "намерена призвать американских адвокатов взяться за этот вопрос".
Общие финансы Setad сложно вычислить из-за секретности счетов организации. Как предполагает Reuters, речь идет о сумме примерно $95 миллиардов - недвижимость на $52 миллиарда и корпоративные холдинги на $43 миллиарда. Оценка базируется на анализе заявлений официальных лиц Setad, данных фондовой биржи Тегерана и вебсайтов компании, а также информации минфина США. Сумма почти на 40 процентов превышает общий объем экспорта нефти Ирана за 2012 год, который составил, согласно данным МВФ, $67,4 миллиарда.
Нет свидетельств того, что Хаменеи использует Setad для собственного обогащения. Однако организация дает ему огромную власть. С ее помощью Хаменеи имеет доступ к финансовым ресурсам, стоимость которых сравнима с богатством шаха - поддерживаемого Западом монарха, который был свергнут в 1979 году.
Как главное духовное лицо Ирана, за Хаменеи стоит последнее слово во всех государственных делах. В его компетенции - противоречивая ядерная программа, предмет напряженных переговоров между Ираном и международными дипломатами в Женеве, завершившихся в воскресенье без достижения какого-либо соглашения. Именно Хаменеи определит курс в ядерных переговорах и других действиях нового президента Хасана Рухани, направленных на улучшение отношений с Вашингтоном.
Исследование показало, что наравне с политической и военной властью присутствует третий аспект авторитета Хаменеи - экономическая мощь. Доходы от Setad объясняют, почему верховный лидер Ирана не только держится у власти 24 года, но и обладает более широкими полномочиями, нежели его боготворимый предшественник. Setad обеспечивает Хаменеи финансовой возможностью действовать независимо от парламента и бюджета страны, избавляя аятоллу от утомительных внутриполитических распрей.
Источник: Reuters