Фото: AP
И все же власти Кипра тянули с просьбой о деньгах до последнего
Страна, позиционирующая себя как международный финансовый центр и оффшорная зона, запросила у Евросоюза помощь для своих банков. Как это скажется на льготном режиме для бизнеса? - задается вопросом Андрей Гурков.
В том, что Кипр официально запросил помощь из европейских стабилизационных фондов, ничего неожиданного нет. В том, что у него есть все шансы ее получить, можно не сомневаться. Сколько бы денег ни потребовалось Никосии (а речь пока идет то ли о 6, то ли о 10 миллиардах евро), это в любом случае будет весьма скромная сумма по сравнению с теми, что ЕС и МВФ уже выделили Греции, Ирландии и Португалии или обещали Испании.
Почему Никосия столь долго медлила?
Неожиданным является скорее то, что Кипр столь долго медлил. Ведь уже довольно давно стало ясно, что это маленькое островное государство вряд ли обойдется без внешней помощи. Его банковский сектор чересчур зациклился на большом, но больном "греческом брате", держал слишком много греческих облигаций, полностью обесценившихся после проведенной Афинами нынешней весной реструктуризации долгов, выдал страдающим от кризиса клиентам в Греции безмерно много кредитов.
И все же власти Кипра тянули с просьбой о деньгах до последнего. Думается, определенную роль сыграла национальная гордость. Наверное, были также серьезные сомнения, не подорвет ли такой шаг авторитет банковского сектора страны, ведь кредиты стабфондов нужны именно ему. Ситуация, действительно, более чем деликатная для страны, позиционирующей себя как международный финансовый центр.
Однако упорное нежелание заблаговременно запросить у Евросоюза финансовую поддержку объясняется, видимо, еще и тем, что кредиты европейских стабфондов выдают только на четко оговоренных условиях. Их формулируют экспертные группы из представителей ЕС, МВФ и Европейского центрального банка, которым попросившие о помощи правительства обязаны открыть всю свою бухгалтерию. Найденные в бюджете возможности для сокращения государственных расходов и увеличения доходов затем в виде требований утверждаются на высшем уровне ЕС и обязательны для выполнения.
Удастся ли последовать примеру Ирландии?
Процедура эта сама по себе малоприятна для любого суверенного правительства, и не случайно ее до самого последнего времени всячески пыталась избежать Испания. Однако подобная ревизия из Брюсселя тем более нежелательна для страны, которая имеет в шкафу пару скелетов. Кипрскими "скелетами" являются полуоффшорный характер этой страны и низкие ставки корпоративного налогообложения.
Европейские контролеры, получив доступ к документации срочно нуждающихся в помощи кипрских банков, вполне могут обнаружить там, скажем так, отклонения от действующих в ЕС правил. И они наверняка предложат Никосии для пополнения казны (и возврата предоставленных кредитов) увеличить налоги на бизнес.
Не факт, что Кипру непременно придется на это пойти. Ирландия, например, сумела отстоять свою льготную систему налогообложения, которая в свое время привлекла в эту страну многие глобально действующие фирмы. Однако она предъявила убедительные аргументы в свою пользу: в сжатые сроки переломила ситуацию, начала эффективно санировать бюджет и приступила к необходимым реформам. Последует ли Никосия примеру Дублина? Или, может быть, окажется более похожей на Афины?
Помощь и от ЕС, и от России?
В конце прошлого года Кипр, уже испытывая трудности, во избежание проблем с европейскими инспекторами взял у России кредит в размере 2,5 миллиардов евро. Судя по сообщениям СМИ, сейчас он хотел бы получить от Москвы еще 5 миллиардов. Одновременно Никосия запрашивает помощь в Брюсселе якобы в размерах 6-10 миллиардов.
Складывается впечатление, что финансовое положение страны, столь тесно связанной с Грецией, может при доскональной проверке оказаться значительно более тяжелым, чем до сих пор считалось. В таком случае Кипру будет очень трудно убедить партнеров по еврозоне в преимуществах своей льготной налоговой системы, которую, напротив, так ценит прочно обосновавшийся на острове российский бизнес.
Источник: Русская служба DW