В Германии приостановлена ратификация соглашений о фискальном пакте ЕС и Европейском стабилизационном механизме. Но Конституционный суд ФРГ все же даст им "зеленый свет", cчитает обозреватель DW Никита Жолквер.
У финансовых рынков очень чуткие антенны. И недаром европейские биржи отреагировали ростом котировок на сообщения информационных агентств и слухи из Карлсруэ. Там во вторник, 10 июля, Конституционный суд ФРГ приступил к рассмотрению срочных исков, которые подали противники некоторых антикризисных мер, одобренных на саммитах Евросоюза.
Речь идет о так называемом фискальном пакте и Европейском стабилизационном механизме (ESM). Парламентская процедура ратификации соответствующих международных соглашений в Германии уже состоялась, но силу закона они обретут только, когда с благословения Конституционного суда их подпишет федеральный президент. Коллективный аналитический потенциал биржевых спекулянтов пришел к выводу, что вотум суда будет положительным. И, судя по всему, это прогноз верный. Конституционный суд, скорее всего, даст "зеленый свет" и фискальному пакту, и стабфонду, которые без участия Германии попросту не смогут состояться.
Дилемма суда
Судьи в Карлсруэ оказались перед сложной дилеммой. Если в течение трех недель, которые обычно отводятся на рассмотрение таких срочных ходатайств, они признают их обоснованными, то с пактом и ESM Европе придется повременить месяцев девять - до вынесения решения по существу. Со всеми вытекающими последствиями для еврозоны.
Если же судьи эти иски отвергнут, а президент, соответственно, подпишет ратификационные законы, то договоры о фискальном пакте и стабфонде вступят в силу. И чем бы ни закончилось многомесячное разбирательство в Карлсруэ, ничего исправить или денонсировать международно-правовые обязательства Германии будет уже нельзя.
Тем не менее, в этом случае судьи рискуют быть обвиненными в том, что судебная власть "прогнулась" перед законодательной и исполнительной: правительство и в самом деле оказывает на суд серьезное давление.
Промежуточный вариант
Вот почему председатель Конституционного суда Андреас Фоскуле (Andreas Vo?kuhle) выбрал неожиданный промежуточный вариант.
В ходе устных слушаний во вторник он долго расспрашивал различных фигурантов дела и экспертов о том, сколько именно может потерпеть еврозона без фискального пакта и постоянного стабфонда. Выяснилось, что пару-тройку месяцев, похоже, все-таки может. Пакт должен вступить в силу только в начале 2013 года, а во временном стабфонде EFSF, сменить который должен постоянно действующий ESM, деньги на срочную помощь, например, испанским банкам или Кипру еще есть.
Этого времени, по словам Фоскуле, суду будет достаточно, чтобы рассмотреть не только вопрос о допустимости срочных исков, но и хотя бы в первом, но все же тщательном приближении оценить подписанные Германией и уже ратифицированные ее парламентом международные соглашения на их соответствие Основному закону ФРГ.
Немецкий "вексель" в ESM
Если ориентироваться на прежние решения Конституционного суда, принятые в отношении европейских антикризисных мер, то вотум Карлсруэ через три месяца должен бы быть, скорее, отрицательным. В сентябре прошлого года, например, решая судьбу участия Германии во временном стабфонде, суд заявил, что EFSF - это предел финансовых обязательств, которые может брать на себя Германия, не лишая бундестаг бюджетного суверенитета. Выход за те рамки означал бы, что у парламентариев не останется возможности распоряжаться средствами налогоплательщиков, поскольку львиная доля казны окажется замороженной внешними гарантиями ФРГ. Немецкий же "вексель" в будущем ESM - это, как минимум, 190 миллиардов евро, то есть почти две трети годового бюджета!
Меньшее из двух зол
И тем не менее, решение Конституционного суда в этот раз будет, думается, положительным. Да, велик риск того, что в худшем случае в немецкой казне не останется денег для выплаты социальных пособий, пенсий, строительства дорог, школ и детских садов, на зарплату чиновникам и довольствие военнослужащим. Но какова альтернатива?
Коллапс еврозоны имел бы для Германии и ее бюджета еще более катастрофические последствия. Согласно подсчетам немецкого экспертного совета - разумеется, известным в Карлсруэ - крах евро будет стоить немецким банкам, страховым компаниям, промышленным предприятиям, рядовым гражданам и налогоплательщикам в целом примерно три триллиона евро. И это без учета стремительного роста безработицы, который начнется вследствие неизбежного спада производства. Что тогда останется от бюджетного суверенитета парламентариев?
И тот, и другой варианты, конечно, гипотетические. Но риск при втором несравненно выше. Так что Конституционному суду придется выбрать меньшее из двух зол.
Источник: Русская служба DW