UA
 

Корреспондент: Шпагат по-украински. Плюсы и минусы от сотрудничества с ЕС и ТС

4 февраля 2013, 10:58
0
721
Корреспондент: Шпагат по-украински. Плюсы и минусы от сотрудничества с ЕС и ТС
Фото: Фото: Сергей Ильин/Фонд Виктора Пинчука
Корреспондент представляет самые интересные аргументы спикеров ланча

Украинский ланч в Давосе доказал, что Украина никак не найдет себе место на карте Европы: ей хочется на Запад, но тянет и на Восток, - пишет Инна Прядко в № 4 журнала Корреспондент от 1 февраля 2013 года

Вершитель судьбы одной страны - в такой роли смог попробовать себя каждый из приглашенных на традиционный украинский ланч в швейцарском Давосе. Эту дискуссию девять лет подряд организует бизнесмен и филантроп Виктор Пинчук в рамках Всемирного экономического форума.

Чтобы гости уже готовыми подошли к теме ланча - Украина: Восток или Запад - неверная дилемма?, - на входе в четырехзвездочный отель Morosani Schweizerhof, где проходило мероприятие, их встречали планшеты.

На экранах каждый входящий должен был выбрать один из шести вариантов внешнеполитического курса Украины - от союза с ЕС до сотрудничества с Таможенным союзом (ТС) России, Беларуси и Казахстана. На глазах Корреспондента экс-президент Польши Александр Квасьневский огорчился, что девайс никак не желал принять его вариант - вступление в Евросоюз. Глава украинского МИДа Леонид Кожара выбрал традиционный украинский “шпагат” - вступление сразу в две зоны свободной торговли, с ЕС и ТС. А Роман Франчук, внук присутствовавшего здесь экс-президента Леонида Кучмы, чуть помедлив, отправил родину в ТС. Туда же направляли Украину и приглашенные на дискуссию россияне. Вышло почти так же, как в реальном мире.

Западные участники агитируют за ЕС, россияне влекут экономическими выгодами, а украинцы ищут некий третий вариант.

На ланче то, что молча приняли планшеты, превратилось в напряженную дискуссию. Ситуация напомнила историю о том, как древнерусский князь Владимир выбирал бога для своего народа, вызвав в Киев представителей различных религий.

Владимир Креститель выслушал стороны и сделал выбор. А вот беседа в Давосе к каким-либо результатам не привела. Впрочем, так происходит девять лет подряд: западные участники агитируют за ЕС, россияне влекут экономическими выгодами, а украинцы ищут некий третий вариант. Да и “князя” в этом году на ланче не было - по данным его пресс-службы, Президент Украины был вынужден срочно отбыть на родину. Это лучший показатель того, что внешнеполитический “шпагат” между ЕС и Россией, в котором уже много лет находится официальный Киев, может продолжаться еще долго.

Корреспондент представляет самые интересные аргументы спикеров ланча. Эти ответы помогут читателям понять, чего ждать от властей, и оценить плюсы и минусы от сотрудничества с ЕС и ТС.

Юрий Бойко, вице-премьерминистр Украины:

Думаю, что очень важно, когда мы ведем диалог с партнерами - и с российской стороны, и с европейской стороны, - иметь возможность вести равный диалог. Потому что сегодня очень часто связи между нами и нашими партнерами из РФ и ЕС напоминают отношения между учителем и учеником.

Учитель из ЕС говорит: вот ваше домашнее задание, сделайте его, и только после этого мы будем с вами говорить. Наши учителя с российской стороны говорят: присоединитесь к ТС, только тогда вы получите оценку от единицы до пятерки, и поэтому вот вам тоже домашнее задание.

Я убежден, что мы не готовы быть в роли учеников. Мы не ученики, мы молодая, но динамичная демократия. Мы совершенствуем свою экономику, свое общество. К нам, безусловно, есть вопросы, мы не идеальны. Но мы не хотим быть в роли учеников долгое время, и я уверен, что такова позиция украинского правительства.

Леонид Кожара, министр иностранных дел Украины:

Запад или Восток - это вечная дилемма, которая напоминает известную пословицу: East or West - home is best [Везде хорошо, а дома лучше]. И конечным итогом любой интеграции Украины, любых преобразований должно быть создание лучших условий для самих украинцев.

За последние годы Украина осуществила множество реформ - приняла Налоговый кодекс, провела пенсионную реформу, что не удалось даже некоторым странам ЕС, получила новый Уголовно-процессуальный кодекс, основанный на нормах европейских стран. И мы все ждем, что в ноябре Украина подпишет Соглашение об ассоциации с ЕС.

Мы хотим и того и другого,потому что мы молодая и голодная нация.

Но тут мы должны понимать: полная интеграция Украины с ЕС невозможна без четкого заявления со стороны Евросоюза о том, что страна однажды может быть приглашена на переговоры о вступлении.

В то же время мы ожидаем новых положительных подвижек и в отношениях с Таможенным союзом, с которым также ведем активные переговоры и хотели бы сотрудничать по формуле 3+1. К сожалению, пока что мы не получили твердого ответа об этом от ТС. Но, я думаю, должен быть взаимный интерес и со стороны ТС в том, чтобы принять Украину в любом статусе - к примеру в качестве ассоциированного члена.

Запад или Восток, закуска или основное блюдо, сало или борщ - пожалуйста, не ставьте нас перед такой дилеммой. Мы хотим и того и другого, потому что мы молодая и голодная нация. Просто ли объединить эти два направления? Не думаю. Но если мы будем говорить о зоне свободной торговли и на Западе, и на Востоке, то мы будем двигаться в обоих направлениях. Два блюда всегда лучше одного.

Арсений Яценюк, лидер партии Батьківщина:

В краткосрочной перспективе, давайте будем откровенными, ТС действительно более понятен, более прост и дешев. [Это также] политическая протекция нашему Президенту: меньше демократии и меньше власти народу.

Но в долгосрочной перспективе ТС не настолько совершенен, как ЕС. Я уверен, что ЕС и еврорынок намного больше, что инвестиции там лучше и масштабнее, что проблемы и вопросы, которые решаются в Евросоюзе, намного серьезнее, чем в ТС.

Мы как оппозиция считаем, что Украина в долгосрочной перспективе должна стать членом ЕС. У нас на этом пути есть серьезные препятствия: помимо коррумпированного правительства, это дело [экс-премьера] Юлии Тимошенко, политическое преследование оппозиции.

Мы должны открыто обсуждать эти препятствия, прекратить политические преследования, внедрить серьезные реформы, начиная с юридических и правовых. Осуществимо ли это? Да, определенно. И не правительство должно решать, куда двигаться Украине, - это должны решать украинцы. А они разделяют европейские ценности.

Александр Квасьневский, президент Польши (1995-2005):

Я согласен с господином Яценюком: в краткосрочной перспективе вы получите больше преимуществ от ТС, но в долгосрочной лучший потенциал для модернизации - за Евросоюзом. Я говорю не только как независимый эксперт, но и как бывший президент Польши, которая достигла этой цели.

20 лет назад Польша была очень похожа на Украину - по уровню ВВП, продолжительности жизни, экономическому развитию. Но сегодня Польша намного впереди. И это доказывает, что 20 лет, и особенно десять из них в составе ЕС, могут дать множество преимуществ, новых возможностей.

В краткосрочной перспективе вы получите больше преимуществ от ТС, но в долгосрочной лучший потенциал для модернизации - за Евросоюзом

Относительно дискуссии об ученике и учителях. Мне жаль, но именно так и обстоит дело: если вы хотите попасть в крупную организацию, то до поры до времени вам придется быть учеником.

Когда мы были кандидатом в ЕС, это было худший период, потому что все вокруг только и твердили мне что о домашних заданиях. Но чем лучше ваша подготовительная работа, тем больше прибыли в итоге вы получите. Если вы хотите стать лучше, пришло время поработать, приложить усилия и принять порой высокомерную позицию стран - лидеров ЕС. Такова жизнь, тем более политическая жизнь.

И последнее. Если вы хотите заключить договор об ассоциации с ЕС в этом году, необходимо не только сделать все в соответствии с графиком, но и избежать политических ошибок. Я понимаю, признаю и уважаю независимость вашей судебной системы и прокуратуры. Я понимаю, что все происходящее вокруг дела Тимошенко, а также дел [преследуемых бютовцев Григория] Немыри и [Сергея] Власенко - это результат независимой деятельности этих органов. Но будь я украинским политиком, меня бы очень злила такая независимость, ведь она порождает столько политических проблем и портит имидж страны!

Так что если вы хотите достичь цели - Соглашения об ассоциации с ЕС, чего я желаю вам от всей души, - то необходимо убрать эти политические ошибки.

Алексей Кудрин, эксминистр финансов РФ (2000-2011):

И Россия, и развивающиеся страны все больше стремятся приблизиться к международным стандартам - в области рынка, социальной жизни. Мы вступаем в ВТО [Всемирную торговую организацию], мы планируем вступить в ОЭСР [Организацию экономического сотрудничества и развития] - в этом смысле мы тоже идем на Запад. И вопрос в том, кто быстрее туда идет. Стратегия близка, давайте подумаем о тактике.

Сейчас в условиях нерешенности и затянувшейся паузы по стандартам торговли с Украиной Россия ставит вопрос об импортозамещении ранее поставляемых из Украины турбин, комплектующих по автомобилям, по трубам нефтяного стандарта. Тем самым то, что представляется возможностями Украины сейчас, можно потерять. Зачем тактически осложнять на этом векторе свои отношения? Это просто не прагматично.

Пока что Украина имеет половину производства ВВП на душу населения от российского. Поэтому, по-видимому, более рационально двигаться в сторону российских стандартов в области ВВП и производительности, а дальше двигаться вместе в сторону европейских стандартов.

Хавьер Солана, экс-генсек НАТО (1995-1999), бывший верховный представитель ЕС по общей внешней политике и политике безопасности (1999-2009):

Министр иностранных дел Украины сказал, что Европа - дом для Украины. Это замечательное заявление, но этот дом мы должны строить вместе. И у нас должно быть одинаковое понимание базовых прав, фундаментальных прав человека, уважение к верховенству права.

Такова должна быть позиция и Президента, и правительства. И если вы сегодня стоите у двери ЕС - пожалуйста, не теряйте времени зря! Хотя мне кажется, что некоторые люди [в Украине] готовы потерять это время.

Вы должны напряженно работать на этом трудном пути. И за короткий период до ноября, нужно сделать все, чтобы подписать Соглашение об ассоциации с Евросоюзом, достигнуть экономических и политических целей, которые Украина перед собой поставила.


Особый случай

Корреспондент спросил западных гостей Украинского ланча о том, как повлияет на процесс евроинтеграции страны обвинение экс-премьера Юлии Тимошенко в организации убийства депутата Евгения Щербаня

Марек Сивец, депутат Европарламента, Польша:

- Что бы ни происходило вокруг дела Тимошенко, всегда есть искушение рассматривать эти обвинения в политическом ключе. Поэтому, думаю, украинской Генпрокуратуре и суду придется быть предельно осторожными в попытке доказать те обвинения, которые прозвучали, чтобы избежать скандалов, вызванных предыдущим судебным разбирательством.

Но с политической точки зрения - виновна она или нет - это, конечно, никак не помогает [евроинтеграции], потому что это еще одна проблема, которая требует прояснения.

Хавьер Солана, экс-представитель ЕС по общей внешней политике и политике безопасности (1999-2009):

- Мы говорили об этой проблеме столько раз - и в Ялте, и здесь, в Давосе. Но ситуация не улучшается, хотя мы слышали заверения в том, что подвижки в этом деле все же будут. Эти обязательства не воплощаются в жизнь. Не хотел бы драматизировать ситуацию, но такие заявления никак нельзя назвать хорошими новостями.

Жан-Пьер Салтьель, экс-президент фонда Rothschild Conseil International (1998-2004), член совета директоров YES:

- Если этот вопрос не будет решен, то людям, ведущим переговоры [об интеграции Украины с ЕС] будет чрезвычайно сложно с технической точки зрения продвинуться вперед, поддерживая Украину.

Речь идет уже не о торговле или экономике, а о ценностях. А когда вы говорите о ценностях, это как беременность - невозможно быть беременной наполовину. Простыми словами, чем дольше продлится такая ситуация, тем хуже для тех, кто заинтересован в ее решении и возможности быть услышанным.

Александр Рар, немецкий политолог:

- Мне кажется, если сейчас будет серьезный процесс над Тимошенко, то ассоциацию подписывать никто не будет, европейцы не пойдут на сближение с Украиной. Потому что они твердо заявили, что считают этот процесс по Тимошенко политическим.

Вопрос не в ней, но этого не понимают в Украине. Я думаю, на Западе все понимают, как Тимошенко сделала карьеру и что у нее за спиной. Вопрос в том, что нельзя лидера оппозиции, который на демократических выборах - а в Украине были самые демократические президентские выборы в постсоветском пространстве, - нельзя его после того, как он проиграл, причем с маленьким отрывом, сажать в тюрьму. Это пахнет политикой. Я думаю, в этом вся проблема.

***

Этот материал опубликован в №4 журнала Корреспондент от 1 февраля 2013 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.

СПЕЦТЕМА: Всемирный форум в Давосе 2020
ТЕГИ: ЕСжурнал КорреспондентТаможенный союз
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии
Загрузка...