UA
 

Загадочная немецкая душа: Фауст, гномы, колбаса

3 августа 2012, 13:07
0
114
Загадочная немецкая душа: Фауст, гномы, колбаса
Фото: АР

Что является воплощением немецкой души? В чем она отражается наиболее ярко? В операх Вагнера, любви к порядку, садовых гномах? И причем тут пиво, нудисты и детские сады?

На эти и многие другие вопросы отвечает толстенная (560 страниц), с множеством иллюстраций и выбитым золотом на суперобложке названием "Немецкая душа" книга двух, казалось бы, совершенно несовместимых авторов. Теа Дорн (Thea Dorn) - журналистка из Гессена, телеведущая, автор нескольких театральных пьес с детективным сюжетом. Ее соавтор, полный тезка оперного классика Рихард Вагнер (Richard Wagner) - почти на 20 лет старше, родился и вырос в Румынии, среди этнических немцев. Как они могли писать вдвоем на такую тему? Ведь у них, наверное, совершенно разные представления о немецкой душе?

Оказывается, не такие уж разные. Во всяком случае, соавторы сумели привести к общему знаменателю 64 понятия. Выбор, разумеется, субъективный, но что-то совершенно очевидно. Какие-то понятия даже вошли неизменными в иностранные языки: Kindergarten (детский сад) или, например, Gem?tlichkeit (уют, с уклоном в обывательский, мещанский уют). К типичным воплощениям и символам загадочной немецкой души Дорн и Вагнер отнесли также любовь к порядку (оказывается, даже канцелярскую папку-скоросшиватель придумал немец), Ганзу, мировую тоску, садовых гномов и, конечно же, пиво.

Немец, перец, колбаса

Кроме пива, одним из несомненных "аксессуаров" немецкой души авторы книги считают и колбасу. Немцев не случайно называют на многих языках "колбасниками". И вовсе не случайно появилась на русском дразнилка "Немец, перец, колбаса!" Более 1500 сортов колбасы и колбасных изделий продается сегодня в Германии: вареная, сырокопченая, ливерная, кровяная, ветчина, сосиски, сардельки...

Ни одно семейное торжество, ни один пикник, ни одна ярмарка и выставка не обходятся без жареных или вареных сосисок, причем в каждом регионе Германии предпочитают свои. Дело тут не только в названии. Тюрингские, нюрнбергские, кобургские и так далее отличаются также рецептурой и строго регламентированными размерами. Скажем, в тюрингскую кроме майорана, соли и перца добавляют тмин, баварские белые сардельки обязательно подают с калачом и сладкой горчицей, кобургские жареные колбаски могут достигать длины в 32 сантиметра, тогда как нюрнбергские - максимум восемь-девять сантиметров.

Популярнее всего не только у немцев, но и у приезжающих в Германию туристов - жареные сосиски под соусом карри. Они давно стала культом. 800 миллионов таких сосисок съедается ежегодно, примерно 70 миллионов из них - в одном только Берлине. В столице Германии есть даже музей сосиски-карри. Имя придумавшей это, в общем-то, простое блюдо (жареную колбаску поливают специальным соусом из томатной пасты или кетчупа с порошком карри) жительницы Берлина Херты Хойвер (Herta Heuwer) увековечено на мемориальной доске, установленной на том самом месте, где стоял ее ларек. Там в 1949 году Херта Хойвер начала впервые жарить и продавать свои знаменитые сосиски. И хотя, скажем, тюрингские намного старше (первое упоминание о них относится к началу XV века), немецкой душе сегодня милее сосиски-карри.

Зигфрид отдыхает

Но сводить духовные пристрастия немцев только к еде и питью было бы, конечно же, неправильно и несправедливо, подчеркивают Теа Дорн и Рихард Вагнер. Значительно больше воплощений немецкой души, описанных ими в их книге, относятся к пище духовной, а не телесной. Специальные главы посвящены, например, музыке, философии, книгопечатанию, изобретенному, как известно, немцем Гутенбергом, мистицизму, движению Реформации (тут постарался немец Мартин Лютер), мужским хорам, Лесу (именно так, с большой буквы), Баухаузу, Рейну, доктору Фаусту...

Надо сказать, что авторы не просто перечисляют какие-то более или менее интересные факты, показывающие, что именно это понятие символизирует загадочную немецкую душу. Наверное, это было бы просто скучно: 64 главы, построенные по одной и той же схеме. Дорн и Вагнер пошли по другому пути: о разных "ипостасях" немецкой ментальности они пишут совершенно по-разному. Глава о мистике, например, представляет собой загадочную, с "чертовщинкой", историю, глава о химической завивке - эпистолярный монолог женщины, где-то мы находим стихи, где-то - чертежи и схемы, где-то больше иллюстраций, чем текста... Но вместе с тем почти каждая глава - это мини-эссе, мини-очерк, в котором идет речь, среди прочего, о противоречивости национальных ценностей, неоднозначности того, что считается безоговорочным и типичным.

Скажем, в главе о Лесе, культ которого является очень важным элементом немецкой истории и немецкого мироощущения, авторы показывают противоречивость, амбивалентность этого культа. С одной стороны, Лес - это колыбель немецкой культуры, символ духовного возвышения, вечных ценностей, - в общем, сплошная романтика. Миф о Лесе - одна из фундаментальных идей немецкого романтизма.

Вместе с тем именно немцы заложили в XVIII веке основы лесного хозяйства, лесоводства, то есть, среди прочего, сколько и где можно "научно" пилить и рубить, как регулировать лесопроизводство и контролировать использование лесных ресурсов... Чистая прагматика, ничего романтического. Отрасль экономики и больше ничего, никакой мистики. Зигфрид с Брунгильдой и Красная Шапочка отдыхают.

Красота требует жертв

Совершенно в другом духе решена глава о химической завивке. Правда, к "духовному" это изобретение немецкого парикмахера можно отнести лишь с такой же натяжкой, как и описанные в книге "Немецкая душа" футбол, нудизм и рождественские ярмарки, но отдадим ему должное. "Химия" осчастливила женщин, и до сих пор ее классический вариант является непременным атрибутом немецких бабулек. А новомодный перманент - например, а-ля-Джулиа Робертс - делают и молодые женщины, и нередко даже мужчины.

Впервые "долговременную волну" (именно так она называется по-немецки: Dauerwelle) Карл Людвиг Несслер (Karl Ludwig Nessler) публично продемонстрировал около ста лет назад. Тогда женщинам приходилось несколько часов сидеть в бигудях, представлявших из себя горячие латунные валики, они рисковали получить ожог и аллергию, но мужественно терпели, лишь бы получились желанные локоны, завитки и колечки. Что ж: красота требует жертв. Сегодня процесс завивки стал несравнимо более комфортным и безопасным, и парикмахерские предлагают самые разные виды перманента. Но жертвовать все равно приходится: "химия" стоит в Германии от 50 евро и выше. А со стрижкой, тонированием, сушкой - все сто. Душевно?

Thea Dorn, Richard Wagner
"Die deutsche Seele".
Knaus Verlag, M?nchen

Источник: Русская служба DW

ТЕГИ: Германия
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии
Загрузка...