Через семь месяцев в Украине состоится арт-олимпиада - пройдет первая в стране биеннале современного искусства. За масштаб и уровень амбициозного проекта отвечает гуру из Великобритании - куратор Дэвид Эллиотт, - пишет Ирина Илюшина в №36 журнала Корреспондент от 16 сентября 2011 года.
В группе чиновников-украинцев в
строгих костюмах, представлявших проект первой украинской биеннале современного
искусства в столичном музейном комплексе Мистецький арсенал, известного
британского куратора и искусствоведа Дэвида Стюарта Эллиотта можно было
вычислить безошибочно.
Организатор
грандиозных арт-проектов вроде XVII Международной биеннале в Сиднее, бывший
директор музеев современного искусства в Стокгольме и Стамбуле выделялся артистичным
видом - черные джинсы, цветастая, в розах, рубашка, черный пиджак и ярко-желтое
кашне. Его пальцы были унизаны массивными перстнями.
При
этом в разговоре Эллиотт, известный также как теоретик искусства мирового
уровня, демонстрировал скорее менеджерские качества - был краток, конкретен и
нацелен на результат, игнорируя общие фразы о прекрасном.
Эллиотт, известный также как теоретик искусства мирового уровня, демонстрировал скорее менеджерские качества - был краток, конкретен и нацелен на результат, игнорируя общие фразы о прекрасном.
Этот самый результат
ему нужно представить международной публике уже 17 мая 2012 года. Именно на эту
дату назначено открытие Arsenale
- первой украинской биеннале, проходящей раз в два года масштабной выставки
современного искусства международного уровня.
Это событие в
Украине предвкушают многие - от министра культуры до художников: подобные
проекты сродни спортивным мундиалям и олимпиадам, они не только вписывают искусство
страны-организатора в международный контекст, но и приносят нешуточные дивиденды
в виде туризма.
Открыть Arsenale за
месяц до Евро-2012 решили специально, чтобы привлечь как можно большую
аудиторию, иностранную в том числе, - как туристов, которые приедут смотреть
матчи, так и официальных гостей и журналистов.
Arsenale- первой украинской биеннале, проходящей раз в два года масштабной выставки современного искусства международного уровня
"С помощью биеннале
мы решим сразу две задачи - представим Украину в мире и мир в Украине", -
подчеркнул искусствовед Александр Соловьев.
Темой первой
украинской биеннале Эллиотт выбрал строки "Лучшее время, худшее время" из книги
классика британской литературы Чарльза Диккенса о французской революции, а в
подзаголовке поясняет, что речь пойдет о возрождении и апокалипсисе в современном
искусстве.
"Проект будет
исследовать цикличную природу современного искусства и его влияние на
сегодняшнюю жизнь", - кратко обрисовал свои планы куратор.
Именно он составит
композицию, которая разместится в Арсенале - с ним у Эллиотта, по его же признанию,
случилась любовь с первого взгляда: британцу понравилась атмосфера здания, а
живущие здесь духи, пошутил он, симпатичны и дружелюбны.
Организаторы планируют потратить на "первенца" не менее $ 4-5 млн, "чтобы было не хуже, чем биеннале в Москве"
Организаторы
планируют потратить на "первенца" не менее $ 4-5 млн, "чтобы было не хуже, чем биеннале
в Москве" - как выразилась генеральный директор
музейного комплекса Мистецький арсенал Наталья Заболотная. Точную сумму она
пока назвать не решается - идет поиск спонсоров и меценатов.
Пока
украинская сторона изыскивает средства, Эллиотт озабочен заполнением пространства
Арсенала - весьма удачной, по его мнению, локации для подобного проекта. Об
этом он сообщил Корреспонденту.
- Как вам площадка будущей биеннале - места не мало?
- Нет, вовсе не мало, 50 тыс. кв.
м - это очень большое пространство. К тому же для первого раза вовсе не
обязательно делать огромную биеннале, такую, как в Венеции.
Впрочем, кураторская
экспозиция [в Арсенале] будет
приблизительно такой же по объему, как на Венецианской биеннале. Я имею в виду,
если не считать того, что представляют там национальные павильоны.
И
я надеюсь, мы используем также второй этаж [Арсенала],
если будет достаточно средств. Ну а если нет, мы сделаем шоу меньше, но лучше.
(Смеется.)
- Вам задали какие-то ограничения?
- Только финансовые. Но точной
цифры я пока не знаю, мы как раз выясняем, насколько большой [биеннале] будет, сколько будет проектов
вне Арсенала, в публичных пространствах, на улицах города, кто [из общественных и культурных организаций]
захочет участвовать. Мы пока что этого всего не знаем, мы ведь в самом начале процесса.
- Но биеннале открывается 17 мая, то есть осталось чуть больше
полугода. Вам хватит времени?
- Да, времени в обрез, но я бы не
взялся за проект, если бы не был уверен, что могу его сделать. Я ведь уже давно
организовываю выставки, только в этом году у меня уже открылось несколько, вот
13 сентября еще одна, в Лондоне.
Для меня это
нормально - я организовываю более 15 экспозиций на протяжении года, то есть на
подготовку одной уходит, считайте, меньше месяца. Я работаю быстро. Настолько быстро,
насколько быстро работают со мной. (Улыбается.)
- Будут ли принимать участие в выставке украинские художники? И кто
будет заниматься отбором - вы или ваши украинские коллеги-кураторы?
- Да, украинцы будут обязательно.
У меня вовсе нет цели исключить местных художников из проекта. К тому же
Александр Соловьев [искусствовед,
заместитель директора Мистецького арсеналу]
будет делать свое шоу [как куратор].
Я буду его консультировать.
- Что заставило вас принять приглашение от Украины? Чем вас соблазнили?
- Ну, тем же, чем и обычно.
(Смеется.) Нет, конечно же, не только это [деньги].
Мне очень интересен город, к тому же для меня это великолепная возможность в
плане времени и других дел, которыми я занят. А еще мне очень понравилось
здание [Арсенала]. Я уверен, мы сделаем
здесь великолепный проект.
***
Этот материал опубликован в №36 журнала Корреспондент от 16 сентября 2011 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь