Арсенале 2012, крупнейший культурный проект независимой Украины, за первый месяц работы в столице посетили 20 тыс. украинцев. В планах организаторов планка 200 тыс. зрителей, сравнимая с европейскими проектами-знаменитостями, - пишет Ирина Илюшина в № 23 журнала Корреспондент от 15 июня 2012 года.
Ярко одетая темноволосая девушка лет 17 в компании более
скромного сверстника вручает охране музейного комплекса Мистецький арсенал два
входных билета и нетерпеливо ждет, пока ей позволят пройти. Но стражи входа
остаются недвижимыми, объясняя любительнице искусства, что пригласительные - по
ее словам, отданные ей отцом - были действительны только в день открытия.
Пока молодые люди говорят с охраной, за ними вырастает очередь
- даже в будний день желающих попасть на Первую украинскую биеннале современного
искусства Арсенале 2012, которая до 31 июля разместилась в Мистецькому
арсеналі, немало. И цена билетов 50-80 грн., сравнимая с мировыми аналогами,
украинцев не отпугивает: с момента открытия выставку посетили более 20 тыс.
человек, а каждая неделя, по словам комиссара биеннале и директора Мистецького
арсеналу Натальи Заболотной, прибавляет еще 5-7 тыс.
“Выставка очень востребованная, ведь впервые в Украине проходит
настолько масштабное мероприятие, - говорит она. - 100 иностранных звезд [современного
искусства] принимают участие, также интересно посмотреть, как выглядят в этом
контексте наши художники”.
Первая украинская биеннале вызвала отклик и за рубежом - фактически
все крупные издания Европы и США написали об этом событии. “Правда, они
почему-то решили, что это мероприятие организовала украинская власть. Если бы
это было так!” - горько улыбается Заболотная, уточняя, что организовать это
событие удалось скорее вопреки, чем благодаря властям.
После начала чемпиона по футболу и приезда иностранцев организаторы ожидают увеличения наплыва гостей - по их прогнозам,до конца июля, то есть до закрытия выставки, число зрителей вырастет до 200тыс
Как бы то ни было, после начала чемпиона по футболу и приезда
иностранцев организаторы ожидают увеличения наплыва гостей - по их прогнозам,
до конца июля, то есть до закрытия выставки, число зрителей вырастет до 200
тыс.
Пока этой планки подобные мероприятия в Украине не достигали,
хотя потенциал есть. Например, на самые громкие выставки в центре современного
искусства PinchukArtCentre приходят более 180 тыс. зрителей. Но вход туда, в отличие
от Арсенале, бесплатный.
Старейшую биеннале мира в Венеции посещают несколько сотен
тысяч зрителей. Причем интерес год от года растет: так, в 2011-м экспозицию
увидели рекордные 440 тыс. человек, хотя цена вопроса - 12 евро, одна из самых
высоких в мире.
Если не по масштабу, то по уровню представленных художников
и работ отечественная биеннале сравнима с венецианской, уверена украинский
искусствовед Леся Авраменко. Она не раз была на итальянском смотре современного
искусства и в числе первых успела посетить Арсенале.
“Очень высокий уровень экспозиции”, - отмечает Авраменко. И
добавляет, что в Украине гигантский потенциал для подобного рода мероприятий
как со стороны публики, так и со стороны художников. Так что через два года,
надеется она, украинская биеннале будет еще масштабнее.
Впрочем, и в этот раз посмотреть есть на что: в заново открытых
пространствах музейного комплекса разместились более двух сотен работ, и, чтобы
хотя бы бросить взгляд на каждую из них, посетителям нужно пройти около 2 км.
Ну а для подробного знакомства со всеми произведениями необходим целый день -
организаторы подсчитали, что общий хронометраж только представленных на
выставке видео составляет 6,5 часов.
На самые громкие выставки в центре современного искусства PinchukArtCentre приходят более 180 тыс. зрителей. Но вход туда, в отличие от Арсенале, бесплатный
У некоторых работ выстраиваются очереди - например, около
инсталляции Последствия уничтожения вечности японской художницы Яйои Кусамы представляющей
собой темную комнату, залитую водой, с маленьким островком у входа. В ожидании
своей очереди увидеть, что осталось от вечности, Корреспондент интересуется впечатлениями
от биеннале у двух стоящих впереди молодых людей, и в ответ получает едва ли не
искусствоведческий анализ экспозиции.
Но вопрос, не занимаются ли они сами искусством, заставляет их
рассмеяться. Денис Богинич и его ровесник Андрей Тищенко - юристы, а настолько
подкованными в современном искусстве чувствуют себя благодаря тому, что регулярно,
на протяжении уже нескольких лет посещают практически все выставки - в Мистецькому
арсеналі, PinchukArtCentre и столичных галереях.
Одно из самых популярных у зрителей мест на Арсенале - российская
инсталляция Олега Кулика, созданная им совместно с Деном Крючковым и Гермесом Зайготтом.
Это видеоперформанс, проходящий в отгороженном от всего остального зала пространстве,
куда зритель попадает, пройдя сквозь паровую завесу. В итоге его ждет темный
пьедестал, куда посетитель усаживается, и несколько экранов из тонкой, почти
невесомой материи, на которые под музыку Клаудио Монтеверди, Георга Фридриха
Генделя и традиционные буддийские ритмы транслируется видео.
Вот на экране появляются фигуры, напоминающие чаек в полете,
и одна из наблюдающих за перформансом соотечественниц взмахивает руками.
“Кажется, я сама стану здесь птицей!” - с неподдельным удивлением и радостью
делится она впечатлениями с подругой.
Идиллию прерывает охрана - галерея закрывается.
- Как незаметно прошло время! А я ведь еще не все посмотрела!
- жалуется женщина-птица. Другая, покорно выходящая из зала в сопровождении
охранника, успокаивает подругу:
- Ничего, они открыты до августа, придешь еще раз.
Авраменко также собирается еще раз увидеть экспозицию. “Она того
стоит! К тому же я бы хотела глубже разобраться в нюансах некоторых работ”, -
не скрывает как восторга, так и профессионального интереса искусствовед.
***
Этот материал опубликован в №23 журнала Корреспондент от 15 июня 2012 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.