UA
 

Корреспондент: Дракон идет на взлет. Шанхай претендует на статус новой культурной столицы мира

11 октября 2012, 08:29
0
43
Корреспондент: Дракон идет на взлет. Шанхай претендует на статус новой культурной столицы мира
Фото: АР
Субодх Гупта исследует темы столкновения природы и последствий хозяйственной деятельности человека

Шанхай устроил международную биеннале из работ лучших скульпторов-звезд, претендуя на статус новой культурной столицы мира, - пишет Ирина Илюшина в № 39 журнала Корреспондент от 5 октября 2012 года.

Стрельчатая башня в готическом стиле 15 м высотой и беседка ей в пару, как будто сошедшие со средневековых гравюр; огромный цветок из стальных труб; муравей размером с автомобиль; водопад из ведер и множество других удивительных объектов на несколько месяцев превратили Цзинань, центральный парк Шанхая, в одно из самых популярных мест не только Китая, но и всего региона.

Зеленая зона площадью 66 тыс. кв. м в самом сердце одного из крупнейших мегаполисов мира до 30 ноября стала площадкой для экспериментов скульпторов-звезд: в Шанхае проходит Вторая скульптурная биеннале, преемница первой, наделавшей много шума. Китай, поразивший мир своими темпами производства, теперь изо всех сил старается произвести фурор и в искусстве.

Китай, поразивший мир своими темпами производства,теперь изо всех сил старается произвести фурор и в искусстве

Среди именитых участников мероприятия - бельгийский художник Вим Делвоа, который построил в китайском парке башню и беседку в стиле европейской готики, а также знаменитый португальский художник Хауме Пленса.

Пленса, чью знаковую работу в виде сделанной из букв полупрозрачной фигуры человека украинские зрители могли видеть летом 2012 года на Kyiv Sculpture Project в столичном Центральном ботаническом саду им. Николая Гришко, на выставку в Китай привез одну из самых популярных своих скульптур, Сердце деревьев (2007) - бронзовый человек, обнимающий растение.

А индиец Субодх Гупта, один из культовых современных художников, который в работах часто использует предметы быта и в том числе посуду, для шанхайской биеннале создал новую монументальную скульптуру под названием Луч. Это огромное зависшее в воздухе ведро, из которого “льется” водопад из ведер поменьше.

Абсолютно новую работу специально под эту выставку сделала и Кумари Нахаппан из Сингапура, ведущий скульптор Индонезии и первая женщина, удостоившаяся Ksatria Seni Award - главной национальной награды в сфере скульптуры. Ее часто называют Красная-острая за особую любовь к изображению перцев чили. В этот раз Нахаппан тоже оправдала ожидания - в ее инсталляции Счастливы вместе, кроме прочего, красуются и огромные перцы.

Организаторы отобрали всего 19 скульпторов, но все они - мастера-знаменитости изо всех уголков мира, к тому же представляющие самые разные направления в современном искусстве

Публика в восторге от увиденного - целые толпы местных жителей и туристов выстраиваются в очереди, чтобы сфотографироваться на фоне работ.

“Выставка, без сомнения, мирового уровня, - уверен один из посетителей, Луис Симпсон из Окленда (Новая Зеландия). - Представлены разные мастера и страны, отличное размещение работ - в зеленой зоне - в общем, прекрасно! Это стоит увидеть”.

Не только зрители, но и специалисты оценили высокий уровень биеннале. Кристина Руиз, обозреватель британского издания The Art Newspaper, обращает особое внимание на то, что организаторы отобрали всего 19 скульпторов, но все они - мастера-знаменитости изо всех уголков мира, к тому же представляющие самые разные направления в современном искусстве.

Как отмечает Руиз, это связано с дальнейшими планами кураторов выставки, которые совместно с городскими властями работают над превращением Шанхая в один из центров современной культуры.

“Эта выставка - лишь часть мер, направленных на создание постоянной коллекции скульптур. А началось все два года назад, с первой шанхайской биеннале”, - рассказывает арт-критик.

Собственно, высокую планку организаторы поставили себе еще тогда. В Первой скульптурной биеннале в 2010 году приняли участие, в частности, американский художник Джим Дайн, один из основателей направления поп-арт, и скандальный бельгиец Ян Фабр, чьи работы украинские зрители могли видеть на одной из выставок в PinchukArtCenrte.

По завершении первой выставки город купил более 20 представленных на ней скульптур и оставил их в качестве украшения парка. Так же планируют сделать и теперь - в конце ноября многие скульптуры с биеннале не уедут на родину, а получат шанхайскую прописку.

Выставка отражает наше стремление вовлечь в процесс культурной урбанизации не только Шанхай, но и другие китайские города

Мегаполис, который называют второй столицей Китая, в последние годы активно развивает свою культурную сферу. И небезрезультатно: по данным исследования британского статистического бюро BOP Consulting, по количеству национальных музеев 25-миллионный китайский город уже обогнал Париж (27 против 24), а по доле жителей, активно посещающих эти самые музеи и галереи, пропустил вперед только столицу Великобритании (в Лондоне искусством интересуются 53,6 % жителей, а в Шанхае - пока 47,5 %).

Хуанг Ду, китайский искусствовед и один из кураторов выставки, который сейчас живет в Пекине, отмечает, что интерес к современному искусству характерен не только для Шанхая, но и для всей страны.

“Собственно, выставка отражает наше стремление вовлечь в процесс культурной урбанизации не только Шанхай, но и другие китайские города. Я имею в виду активное внедрение искусства в повседневную жизнь людей - ведь культура создает положительный настрой и вдохновляет, а это очень-очень важно”, - подчеркивает куратор.

***

Этот материал опубликован в №39 журнала Корреспондент от 5 октября 2012 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.

ТЕГИ: журнал КорреспондентКитайскульптураШанхайбиеннале
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Читать комментарии