Русская служба Би-би-си,
22 ноября 2012, 18:25
Начало 90-х годов стало для пленочной фотографии кризисным временем - на рынок вышли первые цифровые камеры.
Однако неожиданно советский компактный фотоаппарат "Ломо компакт-автомат" превратился в культовую камеру и спас пленочную фотографию в целом.
В 1991 году группа австрийских студентов, побывавшая в Праге, обнаружила в фотомагазине пылившуюся на полке небольшую камеру, о которой им ничего не было известно.
Черный тяжелый, но при этом небольшой по размерам аппарат не имел футляра и оказался весьма примитивным по конструкции. Объектив был защищен сдвижной шторкой, а наводить на резкость и перематывать пленку надо было вручную.
Проявив первые снимки, студенты из Вены обнаружили, что эти фотографии ни на что не похожи.
Широкоугольный просветленный объектив давал насыщенные цвета, а углы кадра были затемненными из-за эффекта виньетирования. Поражали также резкие контрасты между светлыми и темными фрагментами кадра.
Этот фотоаппарат производился на Ленинградском фотомеханическом объединении (ЛОМО) и назывался "Ломо компакт-автомат". Он был разработан в начале 80-х годов на основе японской камеры Cosina CX-2.
Аппарат "ЛОМО-компакт" - сильные стороны
- Виньетирование - затемненные углы кадра, созджающие оптический "туннельный" эффект
- Яркие краски - особенно при проявлении пленок методом кросс-обработки
- Долгая выдержка - затвор камеры остается открытым до тех пор, пока не достигнута нужная экспозиция, что создает интересные эффекты
- Использование пленок с истекшим сроком хранения - дает неожиданные особенности цветопередачи
- Небольшие размеры - этот аппарат можно было носить в кармане пиджака
Помощь Путина
Первая выставка фотографий, сделанных в Праге этой камерой, вызвала большой интерес в Вене и за ее пределами, и вскоре энтузиасты объединились в Ломографическое международное общество.
С 1992 года его члены принялись скупать все аппараты этой модели, которые они могли найти в странах центральной Европы. К середине десятилетия этот ресурс был исчерпан.
Тогда основатели общества отправились в Петербург, где завод ЛОМО продолжал работу, хотя находился в тяжелом финансовом положении. При поддержке тогдашнего заместителя мэра города Владимира Путина энтузиастам удалось убедить руководство завода в необходимости возобновления производства фотоаппаратов.
В пятницу 23 ноября Ломографическое общество отмечает свое 20-летие приемами в некоторых из 36 центров по всему миру.
Анархический стиль, присущий ломографии, запечатлен в ее "10 заповедях", главными из которых является спонтанность и готовность к экспериментам.
Сторонники этого движения отвергают классические правила фотографии с их упором на композиции кадра. Кроме того, многие из ломографов увлекаются кросс-обработкой, то есть проявлением отснятых пленок в растворах для негативов, что создает неожиданные эффекты цветопередачи и контрастности. Широко распространено также применение различных фильтров.
Первоначальные "ЛОМО-Компакты", или Lomo LC-A как они называются на Западе, имеют теперь множество аналогов, в том числе и панорамные камеры с обзором от 120 до 360 градусов.
Движение ломографов пришло на помощь и производителям фотоэмульсий для фотопленок. Бывшие гиганты отрасли - компании Kodak и Agfa - переживают нелегкие времена и былое разнообразие их продукции стало делом прошлого.
Однако Ломографическое общество способствует продолжению некоторых фотоэмульсий и даже созданию новых. Ходят слухи, что оно готовится приобрести у компании Kodak, которая была недавно объявлена банкротом и собирается отказаться от производства фототехники и фотопленок, некоторые из ее патентов.
Десять заповедей ломографа
- Всегда иметь при себе камеру
- Снимать в любое время дня и ночи
- Ломография - часть твоей жизни
- Снимай от бедра
- Подходи к объекту съёмки как можно ближе
- Не думай
- Будь быстр
- Ты не знаешь заранее, что получится
- Да и после съемки не знаешь тоже
- А теперь забудь все правила и снимай
Сила в браке
Фотограф Тоби Мейсон из Брайтона считает, что сильной стороной ломографии является то, что профессиональные фотографы считают браком. Он убежден, что упор на техническое совершенство приводит к формализму и стерильности фотоизображений.
"Я боюсь, что сейчас все увлечены качеством и стоимостью фототехники, совершенством телеобъективов и прочего, а также способностью фотографа обрабатывать цифровое изображение в различных программах в ущерб эмоциональной мгновенной фотографии", - говорит он.
Фотограф Кевин Мередит решил заняться ломографией, потому что ему была нужна камера, которую можна легко носить в кармане, и делать приемлемые фотографии в условиях низкой освещенности.
Он приобрел свою первую камеру Lomo LCA в конце 90-х, еще до того как появились первые компактные цифровые "мыльницы". Тогда приличный пленочный аппарат стоил не меньше 300 фунтов, и 90 фунтов за LCA было хорошей ценой.
"Я стал неплохим фотографом потому, что таскал эту камеру с собой постоянно и поэтому не упускал возможности сделать интересный кадр. Я также пользовался кросс-обработкой пленки, что делало мои фотографии необычными", - рассказывает он.
Появление и распространение цифровой фотографии, как считают многие, сделало пленочную фотографию ненужной. Вместо обработки и печати бесконечных фотопленок, теперь фотографу нужно только отбирать и редактировать отдельные фотофайлы, что экономит массу времени.
Однако ломография имеет множество поклонников среди знаменитостей. Среди ее поклонников - рок-музыкант Джек Уайт и киноактер Элайджа Вуд, снимавшейся в эпопее "Повелитель колец".
Поклонники фототехники ЛОМО не обращают особого внимания на появления таких цифровых имитаторов этого движения как приложения к мобильным телефонам Instagram.
"Когда вокруг нас другие люди увлекаются теми же приемами моментальной, спонтанной фотографии, приятно сознавать, что мы были первыми, кто взбунтовался против закостеневших норм", - говорит Тоби Мейсон.
А кроме того, те, кто увлечен цифровой фотографией, совершенно лишены другого удовольствия: от предвкушения прибытия из лаборатории проявленной пленки.
Источник: Русская служба Би-би-си