За три года украинская предпринимательница Любовь Михайлова при помощи кураторов,
художников-знаменитостей и миллионов превратила заброшенный донецкий завод в арт-зону, - пишет Оксана Мамченкова в №21 журнала Корреспондент от 31 мая 2013 года.
В1983
году представители разных стран, объединенные общим делом - превращением
постиндустриальных развалин в артпространства, - встретились в Брюсселе, чтобы
запротоколировать создание сети культурных центров Trans Europe Halles.
30 лет спустя
эта организация, куда входят такие серьезные институты, как крупнейший в
Финляндии музейный комплекс The Cable Factory, расположившийся на месте бывшей
кабельной фабрики в Хельсинки, приняла в свои ряды первого единомышленника из
Украины - донецкий центр культурных инициатив Изоляция.
Дмитрий Никоноров/Корреспондент
Инсталляцией Новая бионика художница Анна Надуда затронула тему разнообразия природных форм
Работа по
созданию креативного поселка на месте бывшего завода по производству тепло- и
звукоизоляционных материалов, занимающего немалую территорию в 7 га, началась в
столице Донбасса в 2010 году. Через год центр представил дебютный проект -
инсталляции одного из наиболее влиятельных художников Китая, Цай Гоцяна, в
послужном списке которого оформление церемоний пекинской Олимпиады-2008.
Первое
мероприятие Изоляции
плохо подготовленная к
восприятию современного искусства публика приняла настороженно - выставку
посетили всего-то 600 интересующихся искусством жителей Донецка. В течение 2012
года экспозиции в цехах бывшего завода посмотрели 10 тыс. зрителей.
Решение
создать культурный центр не просто за пределами Киева, но в таком мало
предрасположенном к современному искусству городе, как Донецк, - смелый и
важный шаг, рассказывает Корреспонденту о проекте Изоляция куратор
и арт-критик Екатерина Ботанова. Ведь чтобы пересчитать музеи и галереи этого
промышленного города-миллионника, хватит пальцев одной руки.
Инициатором
возрождения опустевшей промышленной территории стала местная бизнес-леди Любовь
Михайлова. Глава инвестиционного фонда охотно демонстрирует прессе свои
достижения на ниве культуры, при этом не называя журналистам даже наименования
своей компании, доходы от которой она вкладывает в искусство.
По замыслу Михайловой, в будущем центр Изоляция объединит творческие умы региона, что должно привести к активизации художественной, а при удачном стечении обстоятельств - и инновационной научной деятельности
По замыслу
Михайловой, в будущем центр Изоляция объединит
творческие умы региона, что должно привести к активизации художественной, а при
удачном стечении обстоятельств - и инновационной научной деятельности.
Проект
Михайловой, которая только в прошлом году потратила на него 1,7 млн грн., уже
оценила французская газета Le Figaro. Издание включило новоиспеченного
украинского мецената в собственный рейтинг десяти самых влиятельных людей
искусства новой волны.
Наравне с
донецкой предпринимательницей в список Le Figaro попали, к примеру, россияне
Роман Абрамович и Даша Жукова, основавшие в Москве центр современной культуры Гараж, а также дочь катарского эмира Шейха аль-Маясса -
активная участница международных аукционов последних лет.
В то же время
представители украинского арт-процесса едины: Изоляция - один из наиболее соответствующих западным стандартам центров страны.
“Это
институт, который говорит на одном языке с мировым искусством”, - уверена
Ботанова.
Арт - всему голова
В помещении
одного из бывших цехов Изоляции
стоит невероятный грохот. Его источник - расположенная тут интерактивная инсталляция
украинцев Юрия Курчака и Максима Луночкина Кухонный оркестр. Она представляет собой 24 кастрюли, которые при
помощи звуковых датчиков соединены с поставленным тут же металлическим гонгом. Каждый
удар барабанной палочкой по кухонной утвари провоцирует удар молоточка по
гонгу.
Идея этой
работы, придуманной для открывшейся здесь в конце мая выставки Место встречи, довольно проста, объясняет Курчак. Любой
желающий может приобщиться к созданию коллективного шума, но лишь слаженность
действий и умение слышать друг друга позволят превратить звуковой хаос в
музыку.
Провокация
диалога и совместной деятельности - главная задача как самой выставки, так и культурного
центра Изоляция
в целом, говорит Корреспонденту куратор проекта Олена Червоник. Она постигала
основы искусства в США, затем работала куратором в Америке и Германии, а год назад
вернулась в Украину, чтобы пополнить штат Изоляции и сосредоточиться на формировании местного арт-сообщества.
Червоник
показывает изданию еще одну “картинку с выставки” - инсталляцию Анны Надуды Корни неба. Эта конструкция из сплетенных веток
демонстрируется в сопровождении жужжащих и квакающих звуков. Идея автора проста:
людям все еще есть чему поучиться у природы.
Дмитрий Никоноров/Корреспондент
Всего за три года опустевшие цеха превратились в популярное место проведения досуга
В целом за
без малого три года существования донецкий арт-центр реализовал несколько проектов,
в которых участвовали влиятельные западные художники вроде французского
концептуалиста Даниэля Бюрена или экспонента престижной международной выставки
Documenta француза аргентинского происхождения Кадера Аттии.
Впрочем, Изоляция в первую очередь делает ставку не на приглашенных
звезд, а на работу с украинцами и об Украине, подчеркивает Червоник. К примеру,
в течение нескольких недель фотографы из разных стран мира под эгидой центра изучали
донецкую действительность, и руководил процессом известный на Западе украинский
мастер социальной фотографии Борис Михайлов. Результатом исследования стала
итоговая выставка, а неожиданным бонусом - престижная французская награда Prix de la рhotographie, Paris, которую получил британец Ричард Энсетт
за придуманную в Донецке серию снимков.
В свою
очередь украинские создатели прекрасного дорожат возможностью сотрудничать с молодым
донецким центром. Так, Жанна Кадырова, которую называют среди наиболее ярких молодых
художников страны, работе с другими галереями теперь предпочитает сотрудничество
с Изоляцией. При помощи центра в прошлом году Кадырова
приняла участие в большой групповой выставке Spheres 5 во Франции, а теперь
собирается на крупнейшую международную ярмарку искусства Art Basel.
Коллега
Кадыровой Курчак дает лаконичное определение удачно складывающимся отношениям
между центром и отечественными творцами: “Изоляция - идеальное место, чтобы создавать и экспериментировать”.
Творческая деревня
Решившись
вдохнуть жизнь в пустующий завод, который в прошлом был местом не только работы,
но и проведения досуга для тысяч трудящихся и их детей, Михайлова начала именно
с художественных проектов.
“Искусство -
это язык, коммуникация, - рассуждает меценат. Художник - проводник
коммуникации, сумеет задать вопросы, которые люди смогут плюралистически
обсуждать”.
Одним лишь
искусством планы Михайловой не ограничиваются. В будущем хозяйка заброшенного
завода мечтает превратить эту территорию в живой, способный к полному
самообеспечению организм. Первые шаги в данном направлении уже сделаны.
Дмитрий Никоноров/Корреспондент
Инсталляция Маши Куликовской Homo Bulla - результат размышлений о тленности материального
В прошлом
году в Изоляции
заработал IzoLab - первая на
территории страны мастерская, где при помощи новейшего оборудования вроде
3D-принтера можно изготавливать прототипные модели чего угодно - от
человеческой челюсти до арт-проекта. Такая лаборатория впервые появилась в Массачусетском
технологическом институте, а затем идея распространилась по всему миру. Теперь подобные
мастерские составляют международную сеть, и среди их участников заведено
делиться опытом и достижениями.
Донецкий
IzoLab четыре дня в неделю работает на коммерческой основе, оставшиеся три -
открыт для всех желающих опробовать свои идеи на практике.
Червоник
рассказывает о другой важной составляющей работы вверенного ей комплекса - отлаженном
процессе арт-продакшена. Ведь современное искусство требует не только свежих идей,
но и технических средств для их реализации.
За последние
несколько лет Изоляция обзавелась
устойчивым кругом постоянных посетителей, и это в центре считают немалым завоеванием.
Ботанова уверена, что настойчивая и качественная работа в конце концов сделает свое
дело. “Пока же Донецк в плане современной культуры - целина”, - говорит
арт-критик.
***
Этот материал опубликован в №21 журнала Корреспондент от 31 мая 2013 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.