Корреспондент.net,
18 августа 2008, 11:31
Уроженец Львова, работающий в собственном театре в Москве, 71-летний Роман Виктюк рассказал о будущем Украины, конфликте Грузии и России и об артистах-мужчинах, играющих женские роли.
- Вы часто бываете в Украине и всегда подчеркиваете свое украинское происхождение. Не планируете через какое-то время вернуться в Киев и тут продолжить работу?
Анна Попович, Киев
- Я постоянно с Киевом связан. И любой повод приехать – на телевидение или на гастроли, или когда приглашали ставить спектакль в театр Леси Украинки – я моментально на это откликался.
- Как Вы оцениваете состояние современного украинского театра? Ведь для Вас не секрет, что он переживает не лучшие времена. Прошу от Вас честного ответа, а не комплиментов украинским коллегам.
Господи, мир сошел с ума! Политики заигрались |
Виктор Бубгаш, Днепропетровск
- Я с грустью должен сказать, что состояние украинского театра и со стороны государства, Министерства культуры и со стороны уровня режиссерского и актерского искусства – плачевное.
- В российских СМИ политическую ситуацию в Украине преподносят, как глубокий политический кризис. А как Вы оцениваете происходящее? Ведь Вы имеете возможность сравнивать ситуацию в Украине и в России.
Максим Папернов, Донецк
Я настолько люблю Украину, что я, пессимист по знанию и оптимист по вере, кричу – Украина на земном шаре поцелованное Богом место |
- Я настолько люблю Украину, что я, пессимист по знанию и оптимист по вере, кричу – Украина на земном шаре поцелованное Богом место. И нужно только время и величайшая вера в наших людей. И в Украине не может не быть хорошо – мы обречены – мы святая точка на Земле. И мы должны это ощутить (я не говорю: понять – понять можно), но сердце и вера сделают Украину тем местом, которому будет завидовать мир.
- Как Вам живется в России? Вас не смущает политическая ситуация в стране, которая все время с кем-то воюет? Вот и сейчас, к примеру, конфликт с Грузией перерос в войну.
Виктория Барабаш, Мариуполь
- Конечно, волнует такая ситуация. Совершенно недавно был в Грузии – мы были там на гастролях. Нас принимали фантастически, нас просто обожали. <…> И то, что происходит, - Господи, мир сошел с ума! Политики заигрались.
- Читала, что Вы родом из Львова, города с большими культурными традициями. Если к Вам в московский театр приходят земляки, Вы им помогаете – берете к себе в труппу?
Григорий Прищепа, Киев
У нас половина трупы – украинцы. Шутя нас называют Украинский театр в Москве |
- У нас половина трупы – украинцы. Шутя нас называют Украинский театр в Москве. Так что не просто беру – они работают уже у меня, играют главные роли – это [Олег] Исаев, [Людмила] Погорелова. Хотя мне очень трудно – нужно заниматься административными проблемами, им нужно разрешение на работу. Это все мерзко и противно, но я с этим справляюсь. Вот два года назад приехал [Дмитрий] Малашенко из Киевского театрального [Киевского национального университета театра, кино и телевидения им. И.К. Карпенко-Карого], [Иван] Никульча из университета культуры [Киевского национального университета культуры и искусств]. И все играют главные роли и существуют замечательно. А Исаев и Погорелова – заслуженные артисты России, скоро станут народными.
- Как вы относитесь к людям нетрадиционной сексуальной ориентации? Правда ли, что в Вашей труппе их – большинство? Вообще, какова Ваша концепция современной любви – ведь все Ваши спектакли об этом? И почему на женские роли в своих спектаклях Вы приглашаете мужчин?
Вера Григол, Полтава
- Это величайшая глупость, что у нас во всех спектаклях женские роли играют мужчины. Это единственный спектакль Служанки и это требование автора. Жан Жене [французский драматург] – гений и он понимал, что даже во времена Шекспира, я уже не говорю про японский и китайский театр, обязательно использовали мужчин на женские роли. Потому что есть такие тайники и глубины, заводи в женской душе, куда женщина никогда никого не допускает. И только артист-мужчина обязательно по своей профессии, если он великого таланта, может нырнуть в эту глубину, ее увидеть и о ней рассказать людям.
Cейчас – в век практицизма, в век поклонения доллару, золоту, богатству любовь исчезает |
Никакой нетрадиционной ориентации в труппе у артистов нет. Но нужно всегда помнить, что в творческой единице – это говорят великие философы – обязательно есть женское начало и мужское. И обязательно одни и другие качества должны будут использоваться на сцене, потому что без этого нельзя проникнуть в тайну или приблизиться к тайне о человеке. <…>.
Я думаю, что любовь – это единственная заповедь природы человеку. Любовь – такой редкий цветок на земле. И сейчас – в век практицизма, в век поклонения доллару, золоту, богатству любовь исчезает.
- Кого Вы особо цените в современно театре и кино? Я имею в виду не только украинцев и россиян.
Марина Федоренко, Ивано-Франковск
- Конечно, то, что великое, что будоражит, я обязательно смотрю.<…> Это великий режиссер Анатолий Васильевич Эфрос, Юрий Петрович Любимов – это люди, которые определили вторую половину XX века и определяют начало XXI. Это мои учителя – не буквальные, а духовные. Им я поклоняюсь. И стараюсь в своей работе их идеи реализовывать. И иностранных мэтров я также почитаю, обожаю. И с ними даже встречался, знаю многих итальянских режиссеров и актеров – это и [Микеланджело] Антониони, и [Бернардо] Бертолуччи, [Лукино] Висконти – это самые великие режиссеры мира.
Корреспондент.net