На 21-м году независимости Украины государство начинает реанимировать, казалось бы, уже умерший кинематограф. Если объемы финансовых инъекций будут нарастать, пациент не только поправится, но и начнет неплохо зарабатывать: во всем мире каждый вложенный в кино доллар приносит как минимум пять, - пишет Ирина Илюшина в № 37 журнала Корреспондент от 23 сентября 2011 года.
Дмитрий
Моисеев, 28-летний украинский режиссер, на свой первый полнометражный фильм Такие красивые люди получит от
государства 6 млн грн. - невиданную по отечественным меркам как для дебюта
сумму. Когда Моисеев об этом узнал, он, по его словам, танцевал от счастья. Эти
деньги он считает "чудом из чудес".
"Мои фильмы всегда отличались скромным
бюджетом. Например, последняя получасовая работа, У меня есть друг, была создана за $ 500, а финансирование в размере
почти 6 млн грн. дает мне новые художественные возможности, которых раньше не
было", - рассказывает режиссер. Он уже готовится к съемкам на студии имени
Довженко.
Моисееву и его коллегам действительно
повезло - Украина в лице чиновников от культуры, похоже, наконец-то решила
обратить внимание на кинопроизводство. Причем сразу двумя инициативами.
Государственной службой кинематографии Украины был проведен открытый конкурс на получение грантов, который выиграли 37 проектов.
Во-первых, Государственной службой
кинематографии Украины был
проведен открытый конкурс на получение грантов, который выиграли 37 проектов.
Среди них как дебютные ленты, вроде работы Моисеева, так и будущие фильмы именитых
отечественных режиссеров - Сергея Маслобойщикова, Киры Муратовой, Степана
Коваля, уже завоевавших международное признание и призы кинофестивалей.
В общей сложности среди победителей 16
полнометражных, семь короткометражных, девять неигровых и пять анимационных
лент, на которые выделено 70 млн грн. Многие финансируются государством
частично, поскольку создаются как совместная продукция нескольких стран или
кинокомпаний, другие - например дебюты, - оплачиваются полностью. И, как
отмечают специалисты, впервые подобный конкурс был проведен действительно
прозрачно и профессионально.
Второй инициативой государства,
вызвавшей подъем в кинематографической среде, стало создание фонда поддержки
украинского кино Киноарсенал. Его цель - системная помощь всем составляющим
киноиндустрии, в том числе предоставление образовательных грантов,
финансирование дебютов, создание и международное продвижение национальных
фильмов.
Среди победителей 16 полнометражных, семь короткометражных, девять неигровых и пять анимационных лент, на которые выделено 70 млн грн
28 декабря 2011 года учредители фонда - чиновники,
политики, продюсеры, режиссеры, актеры, кинокритики - выступят с презентацией
своей организации и расскажут о первых проектах.
Таким образом, отрасль, которую уже 20
лет лучше всего характеризует фраза "пациент скорее мертв, чем жив", имеет
шансы наконец-то заработать, считают эксперты. Конечно, до настоящего оживления
еще далеко, однако данные шаги вселяют серьезную надежду в появление
национального кинопродукта.
"Сейчас это пока что "одиночные
выстрелы", а чтобы был результат, нужны регулярные и последовательные действия
со стороны государства. Если такое же будет и в следующем году, и далее, то
через пять-десять лет у нас нормализуется ситуация с кинопроизводством и в мире
опять будут говорить о таком явлении, как украинское кино", - уверен Коваль.
Спасение
утопающих
Коваль
также получил грант на частичное финансирование для своего будущего проекта,
анимационного сериала Профессионалы.
В нем двое персонажей-детей пытаются играть во взрослых и попробовать себя в той
или иной профессии.
Сериал рассчитан на детей трех-десяти
лет, у которых как раз формируется представление о том, кем они хотели бы стать.
Зная чувство юмора Коваля и его умение обращаться с пластилином, принесшее
мультипликатору Серебряного медведя
Берлинского кинофестиваля за анимационную ленту Шел трамвай девятый номер, можно не сомневаться, что это будут не
скучные поучительные истории, а веселые мультики.
"Мы, конечно же, обрадовались, но это
была радость спокойнее, чем от победы на крупном фестивале", - вспоминает режиссер
эмоции своей команды, узнавшей о гранте.
Коваль также получил грант на частичное финансирование для своего будущего проекта, анимационного сериала Профессионалы.В нем двое персонажей-детей пытаются играть во взрослых и попробовать себя в той или иной профессии.
Но на смену радости пришла озабоченность,
когда мультипликаторы осознали, с каким трудностями придется столкнуться. В
частности - с недостатком аниматоров, декораторов, операторов. Теперь Коваль
думаем над организацией курсов для будущих специалистов. Но это радостные
заботы, уверяет он: раз нужны новые руки и головы, значит индустрия заработала.
Режиссер Сергей Маслобойщиков, чей
байопик о легендарном хирурге-священнике прошлого века Валентине
Войно-Ясенецком также в числе получивших грант, с высоты своих 54 лет с более
сдержанным оптимизмом относится к происходящему.
По его словам, в истории украинского
кино уже не раз бывало, что деньги вроде выделяются, а потом куда-то исчезают.
Поэтому Маслобойщиков предпочитает дождаться, "когда можно будет эти деньги
пощупать", а потом радоваться.
Не особо надеясь на украинских
киночиновников, его продюсеры заложили под будущий фильм еще два источника
финансирования. Это, во-первых, спонсорские деньги, во-вторых - инвестиции от
российских студий, которые выразили заинтересованность в будущем фильме.
В истории украинского кино уже не раз бывало, что деньги вроде выделяются, а потом куда-то исчезают
Именно в такой смешанной схеме, по
мнению режиссера, залог развития кинобизнеса. Ведь если в США, например, годами
развивавшаяся киноиндустрия и ее инфраструктура обрели такую мощь, что уже
существуют как государство в государстве и сами прекрасно себя обеспечивают, то
в Украине такого нет. И господдержка необходима, в первую очередь в том, чтобы
помогать становиться на ноги продюсерским студиям, которые действительно хотят
работать и делать кино.
Олег Кохан, глава студии Sota Cinema Group,
- продюсер с многолетним стажем и едва ли не единственный, кто все эти годы
выпускал в Украине успешное фестивальное и коммерческое кино, - с
Маслобойщиковым волне согласен. Ведь не государственный чиновник, а именно
продюсер является ключевым механизмом, сердцевиной кинобизнеса, существующего в
естественной, конкурентной рыночной среде.
"Продюсера не нужно дополнительно
мотивировать, он точно знает, что мерилом качества его профессионализма
является только успех фильма", - объясняет Кохан механизм развития
продюсерского кино.
Не дотации, а
инвестиции
На
сегодняшний день доля национального кинопродукта во Франции составляет более
35%, в Польше и России - более 20%, в Турции - 53%. В Украине же при наличии
лояльного зрителя (по данным Института социологии НАНУ, более 70% граждан хочет
смотреть отечественное кино) этот процент стремится к нулю.
Одна
из причин - во всех перечисленных странах есть организации, нацеленные на
защиту национального производителя и увеличение доли отечественных фильмов на кинорынке.
В
Украине ничего подобного до сих пор не было - до создания фонда Киноарсенал. Результатом его работы, говорит Кохан,
будут фильмы, фестивали, мастер-классы и ретроспективы, гранты и новые книги.
Причем предполагается равноправное партнерство между частным и государственным
секторами.
Государство,судя по всему, в этот раз решило включиться в процесс по-настоящему
Государство,
судя по всему, в этот раз решило включиться в процесс по-настоящему. Причем не
только в рамках фонда - глава Государственной службы кинематографии Украины
Екатерина Копылова заявила, что ее ведомство будет принимать участие в
реформировании отечественного кино по трем направлениям.
Во-первых,
это путь копродукции, который подтвердил свою эффективность во всем мире, да и
в Украине тоже. Только в этом году французско-украинский короткометражный фильм
Кросс Марины Вроды завоевал Золотую
пальмовую ветвь на Каннском кинофестивале. Студия Кохана большую часть
своих фильмов создает в копродукции, и Маслобойщиков собирается снимать свою картину
при помощи России.
А в число тех
37 проектов, которые получат гранты, попали два фильма российских режиссеров.
Первый - будущая лента обладателя Серебряного
льва Венецианского кинофестиваля Алексея Германа-младшего Под
электрическими облаками, второй - байопик Ильи Хржановского о знаменитом
физике Льве Ландау.
В число тех 37 проектов, которые получат гранты, попали два фильма российских режиссеров.Первый - будущая лента обладателя Серебряного льва Венецианского кинофестиваля Алексея Германа-младшего Под электрическими облаками, второй - байопик Ильи Хржановского о знаменитом физике Льве Ландау.
Вторым направлением станет развитие украинского
жанрового кино, в котором заложен большой финансовый потенциал: как показывает
мировая практика, инвестированный в кино доллар дает на выходе пять. Плюс социальная
польза: создаются тысячи рабочих мест, а готовый фильм является самой
востребованной формой развлечения.
"Эта сфера не является дотационной. Государство,
финансируя кинопроект, не дотирует, а инвестирует в экономику отрасли, которая
во всем мире является бюджетообразующей", - объясняет бизнес-интерес Кохан.
И, наконец,
третий этап - превращение Украины в площадку для предоставления съемочных услуг
другим странам. "Это позволит сформировать целый класс профессионалов,
владеющих иностранным языком и умеющих работать в кино", - надеется Копылова.
Вторым направлением станет развитие украинского жанрового кино, в котором заложен большой финансовый потенциал: как показывает мировая практика, инвестированный в кино доллар дает на выходе пять
О том, как ждали этих инициатив
кинодеятели, говорит хотя бы то, что на конкурс проектов подали более сотни
работ. И даже частичное финансирование своих фильмов режиссеры воспринимают с
энтузиазмом. "Любое участие - оно всегда поможет. Не помогает только
безучастие", - говорит Маслобойщиков.
Кохан
более конкретно очерчивает необходимое участие: по его словам, объем
финансирования кинопроизводства в Украине должен быть не менее 40-50 млн евро и
давать на выходе до 100 полнометражных, документальных и анимационных картин в
год. "Тогда реально говорить о том, что украинская киноиндустрия может
претендовать на существенную долю в мировом кинорынке", - отмечает продюсер.
Истории
успеха
Примеры самых плодовитых студий мира показывают, что господдержка дает
серьезный толчок развитию отрасли и превращает кино в прибыльную индустрию
Болливуд
Кол-во фильмов в год: более 1.000
Термин
"Болливуд" появился в 70-х годах ХХ века, когда Индия впервые обогнала США по
количеству производимых фильмов. С тех пор Индия не уступает первенства —
дюжина крупных центров кинопроизводства выпускает более 1 тыс. фильмов в год.
Среди козырей Индии огромная зрительская аудитория - 3 млрд человек в самой
стране и миллионы за ее пределами.
Кассовые сборы индийского кино при этом
достаточно скромные - $ 20 млрд в год против $ 50 млрд Голливуда, что неудивительно,
ведь болливудская аудитория - одна из беднейших в мире. Окупаются лишь около
10% фильмов, но киноиндустрия получает мощную финансовую поддержку со стороны
государства, а техническая база киностудий постоянно обновляется, дабы не
уступать по качеству кинопродукции Запада.
Нолливуд
Кол-во фильмов в
год: около 900
Начало
стремительному развитию кинопроизводства в Нигерии было положено в 1990-х, и
уже к началу ХХI века индустрия достигла небывалых успехов, обогнав Голливуд по
количеству продукции. Каждый год в Нигерии снимается около 900 фильмов, и Нолливуд
- второй крупнейший сектор экономики. Годовая прибыль отрасли - примерно $ 500
млн. При этом производство одного фильма в Нолливуде стоит в среднем $ 20 тыс.
Стимулом к развитию послужил закон,
ограничивающий показ зарубежной продукции. Американское и европейское кино в
Нигерии практически не смотрят, в то же время полки магазинов забиты дисками с
фильмами местного производства, которые также широко транслируются по
телевидению. К услугам Нолливуда огромный кинорынок Африки - нигерийские фильмы
продают в соседнюю Гану, Сьерра-Леоне, ЮАР. Пользуются спросом их фильмы также
в США, Великобритании и Германии.
Голливуд
Кол-во
фильмов в год: более 500
В
начале ХХ века маленькая деревня в окрестностях Лос-Анджелеса под названием
Голливуд стала стремительно заселяться дельцами киноиндустрии. Климатические и
географические особенности - более 300 солнечных дней в году, наличие гор,
прерий и океана - создавали идеальные условия для съемок. Город под боком
обеспечивал киношников строительными материалами и рабочей силой, а позже стал
центром производства кинооборудования и киноматериалов.
В течение каких-то 15 лет скромная
деревушка превратилась в столицу киноиндустрии Америки, в ней сосредоточилось
около 90% киностудий страны. С тех пор фильмы американского производства
неизменно собирают рекордные суммы в прокате, а студии выпускают порядка пяти
сотен картин в год — от легких романтических комедий до кровавых боевиков и
фильмов ужасов.
Китай
Кол-во
фильмов в год: около 300
Китайское
кино пережило Культурную революцию 1960-1970-х годов (когда производство было
практически остановлено, а большинство снятых ранее фильмов попали под запрет),
а также ее последствия - общий упадок отрасли и жесткую цензуру. Но китайские
режиссеры смогли сделать свои традиции, историю и мифологию интересными для
западного зрителя - с середины 1980-х кинематограф КНР уверенно завоевывает
рынки Европы и США.
Фильмы Поднебесной собирают массу
фестивальных наград и показывают хорошие финансовые результаты в международном
прокате. Индустрия, ранее обслуживавшая исключительно внутренний рынок, при
широкой поддержке государства активно заработала на экспорт, производя порядка
300 картин в год. На внутреннем рынке западное кино местному не конкурент — в КНР
действуют жесткие квоты на количество иностранных лент.
Франция
Кол-во
фильмов в год: около 200
На
родине кинематографа никогда не было недостатка в талантах. Но в 1990-х во
французском кино наблюдался застой, многие режиссеры и актеры трудились в
кинопроизводстве других стран. Возрождение местной киноиндустрии связывают с
фильмом Амели Жан-Пьера Жене, чей международный
успех вернул интерес к французскому кино и в мире, и в самой Франции. И сейчас
здесь снимают порядка 200 лент в год.
Правительство принимает меры по стимулированию
отрасли: студии освобождены от некоторых налогов, а часть бюджетных поступлений
направляется на кинопроизводство. Запрет на продажу DVD в течение шести месяцев
со времени премьеры обеспечивает хорошие кассовые сборы. Правительство осознает,
что рынок франкоязычного кино гораздо меньше, чем англоязычного, и активно
поддерживает свои ленты за рубежом, устраивая многочисленные фестивали и
показы.
Россия
Кол-во
фильмов в год: около 100
Воцарившаяся
в России после развала СССР разруха распространилась и на кинопроизводство. На
некоторое время съемки практически прекратились. Те фильмы, которые все же
доходили до зрителя, по всем статьям проигрывали продукции Голливуда. К
середине 1990-х годов большинство киностудий были практически разрушены, масса
режиссеров ушли в рекламу.
Возрождение кинематографа началось в 2000-х,
когда благодаря принятию Закона о государственной поддержке кинематографа в отрасль
потекли деньги, а за ними из рекламного бизнеса и клипмейкерства пришли
режиссеры. Сейчас российская киноиндустрия находится на достаточно высоком
уровне, ежегодно снимается порядка 100 лент, часть из них успешно конкурирует в
прокате с западными. Отдельные фильмы выходят в международный прокат.
Российское кино регулярно получает награды международных фестивалей.
Данные информационно справочной службы Корреспондента,
Института статистики ЮНЕСКО за 2009 год
***
Этот материал опубликован в №37 журнала
Корреспондент от 23 сентября 2011 года. Перепечатка публикаций журнала
Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов
журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно
ознакомиться здесь