Фото: Фото Натальи Кравчук/Корреспондент
Занусси: У Ступки была душа настоящего артиста, человека театра и кино
Украинский еженедельный журнал Корреспондент опубликовал собственную версию биографии выдающегося украинского актера Богдана Ступки, сотканную из его интервью и воспоминаний друзей.
Извечный вопрос "кем быть" для знаменитого украинского артиста
Богдана Ступки был решен еще в раннем детстве - его отец пел в хоре Львовского
академического театра оперы и балета, и все выходные мальчик проводил в театре.
А дома он переодевался в разные костюмы и подражал оперным певцам, исполняя
арии - на радость соседям, пишет в своем новом номере журнал Корреспондент.
Мать будущего актера, глубокую
привязанность к которой Ступка хранил всю жизнь, глядя на перевоплощения сына,
переживала: "И кто же из него вырастет, если он такой манерный?".
Волнения оказались напрасными, отмечает издание, - ее
сын стал профессионалом высокого класса и знаменитостью, чья слава легко
преодолела границы Украины. За четыре десятилетия карьеры Ступка сыграл
сотню ролей в художественных фильмах, почти столько же - в театре и получил
множество международных наград.
В зените
карьеры его называли актером шекспировского диапазона и самым востребованным
украинским артистом. Но и этого ему было мало: то ли в шутку, то ли всерьез Ступка
однажды сказал Корреспонденту, что у
него осталась еще одна амбициозная мечта - получить Оскар.
Его сцена
Путь Богдана Ступки на сцену оказался долгим и окольным, отмечает Корреспондент, - будущий актер успел поработать учеником слесаря, фотографом в астрономической
лаборатории и конферансье. После окончания театральной студии при Львовском театре
имени Заньковецкой он стал выходить на сцену.
Сергей Данченко, тогда - главный
режиссер театра Заньковецкой, первым оценил его дарование и стал давать ему
главные роли в классических драмах. А в 1978 году, став художественным
руководителем столичного Национального драматического театра имени Франко,
забрал с собой любимого актера. И не ошибся - Ступка быстро стал звездой театральной
столицы.
Актриса и телеведущая Наталья Сумская,
которая несколько десятков лет играла со Ступкой в театре Франко, рассказывает,
что сюда он пришел уже зрелым артистом с абсолютно индивидуальной, несравнимой
ни с кем актерской техникой.
"Всем сразу очень понравился его
Маляр в спектакле Дикий Ангел - комедийно-брутальная
ревность к жене, которая от него уходит, были настолько идеально сыграны, что
все внимание на сцене было к персонажу Ступки. Режиссер даже не прикладывал
усилий", -рассказывает Сумская об одной из первых работ Ступки на сцене Франко.
Отличительной
чертой Ступки-актера, по мнению кинопродюсера Олега Кохана, была потрясающая
наблюдательность: он подсматривал мельчайшие эмоциональные нюансы в реальной
жизни, которые затем воспроизводил на сцене и в кино. И особенно ему удавались
драматические роли, где нужно было показать накал страстей.
"Ступка - виртуоз проникновенных сцен. Он может вызвать в
себе любые чувства на раз. Это высокое профессиональное мастерство", - отмечает
актриса и режиссер Таисия Литвиненко.
Польский режиссер Кшиштоф Занусси
вспоминает, что его первая работа со Ступкой также была наполовину театральной - украинский актер играл в телеспектакле, который ставил Занусси по пьесе Жаворонок Жана Ануя, посвященной Жанне
д’Арк. Ступка сыграл англичанина, то есть иностранца, так что на роль работал
даже его украинский акцент.
"Это было прекрасно, - вспоминает
Занусси. - У Ступки была душа настоящего артиста, человека театра и кино".
Однако лучшей театральной ролью мэтра
единодушно признают Тевье, да и сам он называл ее в числе любимейших. За созданный
образ мудрого еврея-молочника в пьеса Тевье-Тевель
по повести Шолом-Алейхема он даже получил высшую награду Украины в сфере
культуры -Шевченковскую премию.
В его родном театре Франка этот
спектакль всегда шел с аншлагом, трупа гастролировали с ним по всей Европе, а на сцене нью-йоркского театра Millennium на 1.500 мест он шел дважды
при переполненном зале.
Ступка платил театру взаимностью - к
сцене он относился трепетно и любил ее больше съемочной площадки. "Когда выходишь на сцену, ты - голый.
В кино лишь проявляется то, чего ты достиг в театре", - признался он в интервью
Корреспонденту в 2003 году.
Продолжение статьи, в частности, подробнее о кинокарьере Богдана Ступки, а также о его работе на должности министра культуры Украины, читайте в новом номере журнала Корреспондент №29 от 27 июля 2012 года.
Корреспондент.net