На экраны выходит Линкольн - байопик звездного Стивена Спилберга о культовом президенте США, реформаторе и демократе. У ленты серьезные амбиции - наибольшее число номинаций на Оскар этого года, целых 12 штук, - пишет Оксана Мамченкова в № 3 журнала Корреспондент от 25 января 2012 года
На экране седой человек в изысканном костюме. Посреди людной
площади он ведет неспешную беседу с солдатами. Место действия - один из городов
на севере Америки, время - январь 1865-го, человек в костюме - 16-й президент
США Авраам Линкольн. В ближайшие недели ему суждено добиться отмены рабства,
завершить Гражданскую войну и погибнуть от пули политического оппонента.
Культового для американцев Линкольна перенести на экран
режиссеры до последнего времени не торопились: сделать фильм о святая святых в
национальном пантеоне - рисковая затея. Впрочем, если за дело берется
режиссер-звезда Стивен Спилберг, результат оправдывает даже самые смелые
ожидания.
Линкольн, биографическая драма о последних месяцах жизни
знаменитого американского президента, выходит в широкий мировой прокат 24
января, а критики уже успели окрестить картину одной из наиболее знаменательных
в карьере ее создателя.
Линкольн, биографическая драма о последних месяцах жизни знаменитого американского президента, выходит в широкий мировой прокат 24января
По словам Спилберга, он стремился создать портрет живого
человека, а не монумента, и отец нации в картине полон величия, хоть и не лишен
недостатков. За два с половиной часа экранного времени зритель увидит Линкольна
- открытого навстречу людям политика, мастера шуток и искусного рассказчика,
холодного отца и верного мужа, а за его спиной обнаружится сильная, хоть и
весьма эксцентричная по тем временам женщина.
За ленту уже проголосовали Америка и Канада: при бюджете $
65 млн картина собрала только в североамериканском прокате, стартовавшем в
ноябре прошлого года, более $ 160 млн. Другими словами, можно с уверенностью
утверждать, что она никак не испортит послужного списка Спилберга, считающегося
едва ли не самым коммерчески успешным режиссером в истории кино - сразу у 18
его фильмов мировая касса превышает $ 200 млн. Причем стоит учесть: картина
абсолютно лишена зрелищных сцен, взамен изобилует бесконечными диалогами о
судьбах родины, уследить за которыми - то еще испытание для привыкшей к экшену
публики.
Вереница многочисленных наград и номинаций закрепила успех
байопика. Лента попала в десятку лучших фильмов 2012-го по версии Американского
института киноискусств, заработала семь номинаций на Золотой глобус (награду,
впрочем, получил лишь исполнивший главную роль британский актер Дэниел
ДэйЛьюис), а теперь по максимуму претендует на Оскар - сразу в 12 номинациях.
Трудности диалога
Идею снять кино об одной из важнейших государственных персон
в американской истории Спилберг вынашивал давно. В далеком 1999 году режиссер,
к тому моменту уже обладатель двух Оскаров за режиссуру (картины Список
Шиндлера 1993 года и Спасти рядового Райана 1998-го), выкупил у лауреата
Пулитцеровской премии, историка Дорис Кирнс Гудвин права на еще не завершенную
тогда книгу Команда соперников: политический гений Авраама Линкольна.
Спилберг, которого профильное британское издание Empire
Magazine в 2005-м назвало величайшим режиссером всех времен, вспоминает, что
всегда интересовался личностью Честного Эйба - такое прозвище 16-й президент
США заслужил благодаря своей привычке до цента возвращать долги, что, очевидно,
по тем временам в Америке было редкостью. Имея за спиной всего один класс
школы, Линкольн вошел в историю не только как президент-эрудит, но также как
реформатор Америки.
Линкольн вошел в историю не только как президент-эрудит, но также как реформатор Америки
Именно ему американцы обязаны созданием банковской системы,
отменой рабства, а также массированным строительством инфраструктуры - в годы
президентства Линкольна трансконтинентальная железная дорога связала
Атлантический и Тихий океаны. Именно он, прозванный отцом равноправия,
сформулировал базовый принцип демократии: правительство должно быть создано
народом, из народа и для народа. Именно Линкольн своевременно провел тогда
особо насущную для Америки реформу сельского хозяйства.
Первая встреча для обсуждения ленты состоялась еще в 2002
году - на руках у Спилберга был лишь начальный вариант сценария собственного
авторства. Тогда же оскароносный Дэй-Льюис встретил предложение сыграть
великого президента отказом. И Спилберг, не видевший другого исполнителя этой
роли, отложил замысел на неопределенный срок.
Несколько лет спустя в руках у создателя Челюстей и Парка
Юрского периода оказался сценарий талантливого американца, обладателя
Пулитцеровской премии Тони Кушнера. Сценарист, ранее сотрудничавший с
режиссером в ходе работы над драмой Мюнхен 2005 года, принес Спилбергу
550-страничную историю, которая настолько захватила режиссера, что именно с ней
он рискнул вновь отправиться к Дэй-Льюису.
За год напряженной работы из длинного сценария выкристаллизовались 65 страниц, посвященных четырем последним месяцам жизни великого Эйба
Теперь британец, у которого за плечами к тому времени уже
была роль главаря банды Билла Мясника Каттинга в исторической драме Мартина
Скорсезе Банды Нью-Йорка, согласился. Но при одном условии - актеру требовался год
для подготовки. Знаменитости ударили по рукам.
За год напряженной работы из длинного сценария
выкристаллизовались 65 страниц, посвященных четырем последним месяцам жизни
великого Эйба. А Дэй-Льюис, углубившись в своего персонажа, до деталей изучил
его жизнь. Ему немало помог и сам Спилберг, который на съемочной площадке
британца иначе как “господин президент” не называл.
Создатели картины признают: в процессе работы ими часто
двигал неподдельный трепет перед масштабом личности, чей кинопортрет они взялись
лепить.
“Это было очень страшно”, - коротко описывает теперь свои
ощущения сценарист Кушнер.
Масштаб личности
В интерпретации Спилберга 16-й президент Америки максимально
открыт и доступен для любого, кто хочет с ним встретиться, хотя нередко
обделяет вниманием собственного сына.
Также Линкольн не гнушается подкупа и прочих сомнительных
методов убеждения ради достижения целей государственной важности. Великий
рассказчик, он сыплет цитатами из Библии и в то же время не отличается
взыскательностью в отношении собственных шуток.
Тот факт, что именно слово было важнейшим орудием в арсенале
Линкольна, подтолкнуло авторов к созданию картины, где разговоры преобладают
над действием.
Дэй-Льюис примеряет роль эпической сложности так же легко, как если бы это было пальто, которое он носил годами
“Я мог бы писать проповеди покороче, - шутливо оправдывается
с экрана обаятельный Линкольн Дэй-Льюиса, - но стоит мне начать, как уже лень
останавливаться”.
Критики соревнуются в комплиментах в отношении актерской
игры. “Дэй-Льюис примеряет роль эпической сложности так же легко, как если бы
это было пальто, которое он носил годами”, - восхищается Энтони Оливер Скотт из
американского издания The New York Times.
Свою долю восторгов за мастерский подход к столь сложному
материалу получил и Спилберг. При этом даже те, кто намекает в отзывах, мол,
просмотр картины может потребовать определенной степени усидчивости, тут же
подчеркивают ее значимость - по их словам, картина многому научит публичных
ораторов современности, да и для остальных станет небесполезным опытом.
“Гениальность Линкольна, в конце концов, состоит в видении
политики - порой благородной, а порой неуклюже балансирующей между мирским и
возвышенным”, - резюмирует Скотт.
Знакомые
все лица
Подзаголовок:
Самые яркие экранизации биографий знаменитых политиков, монархов и полководцев
Ганди, 1982
Режиссер: Ричард Аттенборо
Исполнитель главной роли: Бен Кингсли
Награды: Оскар (8), Золотой глобус (5), BAFTA (5)
Бюджет, $ млн: 22,0
Кассовые сборы, $ млн: 52,9*
Фильм о жизни Махатмы Ганди, идеолога движения за независимость Индии от британского колониального правления
Последний император, 1987
Режиссер: Бернардо Бертолуччи
Исполнитель главной роли: Джон Лоун
Награды: Оскар (9), Золотой глобус (4), BAFTA (3)
Бюджет, $ млн: 25,0
Кассовые сборы, $ млн: 44,0*
Фильм о судьбе последнего императоре Китая Пу И, основанный на автобиографии монарха и воспоминаниях его советника
Елизавета, 1998
Режиссер: Шекхар Капур
Исполнитель главной роли: Кейт Бланшетт
Награды: Золотой глобус (1), BAFTA (6)
Бюджет, $ млн: 30,0
Кассовые сборы, $ млн: 30,0*
Драма о восхождении на трон и раннем периоде правления королевы Англии Елизаветы I
Жанна Д’Арк, 1999
Режиссер: Люк Бессон
Исполнитель главной роли: Милла Йовович
Бюджет, $ млн: 85,0
Кассовые сборы, $ млн: 67,0
Драма о 19-летней девушке, ставшей во главе французской армии в Столетней войне
Александр, 2004
Режиссер: Оливер Стоун
Исполнитель главной роли: Колин Фарелл
Бюджет, $ млн: 155,0
Кассовые сборы, $ млн: 167,4
Эпос о жизни и смерти великого полководца античности Александра Македонского
Мария-Антуанетта, 2005
Режиссер: София Коппола
Исполнитель главной роли: Кирстен Данст
Награды: Оскар (1), Награда Каннского кинофестиваля (1)
Бюджет, $ млн: 40,0
Кассовые сборы, $ млн: 60,9
Драма о судьбе и личной жизни королевы Франции Марии-Антуанетты – от беззаботного детства до смерти на гильотине
Королева, 2006
Режиссер: Стивен Фрирз
Исполнитель главной роли: Хелен Миррен
Награды: Оскар (1), Золотой глобус (1), BAFTA (1)
Бюджет, $ млн: 15,6
Кассовые сборы, $ млн: 122,8
Фильм о взаимоотношениях королевы Елизаветы II и премьер-министра Великобритании Тони Блэра
Монгол, 2007
Режиссер: Сергей Бодров
Исполнитель главной роли: Таданобу Асану
Бюджет, $ млн: 18,0
Кассовые сборы, $ млн: 26,0
Драма о восхождении к власти монгольского полководца Тэмуджина, впоследствии известного всему миру как Чингисхан
***
Этот материал опубликован в №3 журнала Корреспондент от 25 января 2013 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.