"Он носил меня на руках и избивал ногами", - более восьми лет провела в заточении Наташа Кампуш, о которой после ее счастливого избавления от мучений узнал весь мир.
Есть много способов экранизировать насилие. Показать его натуралистично, нейтрализовать реализм художественной дистанцией или же смаковать каждую деталь. Создателям игровых фильмов о вопиющей жестокости, имевшей место в реальной жизни, нередко приходится выслушивать упреки, и порой оправданные, в том, что они используют страдания жертвы для "увеселения" зрителя.
Художественный фильм "3096", рассказывающий историю Наташи Кампуш (Natascha Kampusch), которая была похищена десятилетней девочкой и провела в заточении у своего похитителя восемь с половиной лет, вызвал в Германии довольно противоречивые отклики. Кому-то фильм показался чересчур натуралистичным и не использующим в полной мере доступные кинематографу визуальные средства, чтобы достаточно глубоко раскрыть психологию жертвы и преступника. Другие сочли его адекватным именно в силу его сдержанного реализма. Так или иначе, фильм нельзя упрекнуть в эстетизации или эксплуатации реальной трагедии.
Последняя тайна
Режиссер Шерри Хорман (Sherry Horman), американка немецкого происхождения, инсценировала "крутой маршрут" Наташи Кампуш предельно тактично. В этом можно, конечно, усмотреть не только уважение к реальному человеку, чья история многолетнего мученичества перенесена на киноэкран, но и желание не распугать зрителей, выпуская фильм в кинопрокат. Фильм, как говорят его создатели, показывает все так, как было. На самом же деле, говорит Наташа Кампуш, все было, намного страшнее и жестче. Как бы там ни было, сама Наташа Кампуш, на основе книги и рассказов которой снят этот фильм, и которая была на съемочной площадке, одобрила конечный продукт.
Фильм раскрывает ее последнюю тайну – сексуальное насилие во время ее многолетнего плена. О нем она ни словом не упоминает в своей книге. В фильме сцена изнасилования – одна из самых неприятных. При этом она показывает скорее стратегию выживания девочки, которая оказалась сильнее и умнее своего похитителя.
Стратегия выживания
Вена. 1998 год. В возрасте 10 лет Наташу Кампуш похитил 34-летний безработный электротехник Вольфганг Приклопиль (Wolfgang Priklopil). Подкараулил по дороге в школу, сгреб в охапку и затолкал в белый пикап с затемненными стеклами. Девочка в этот день получила незаслуженный нагоняй от матери и ушла в школу одна, хлопнув дверью. История ее не самого благополучного раннего детства, при живущих раздельно отце и матери, которые не проявляли к ней избыточной любви, в фильме рассказана за пять минут. Но это только предыстория. И начинается фильм не в подвале, где в тесной подземной конуре площадью шесть квадратных метров очнулась похищенная девочка, и где провела последующие восемь с половиной лет.
Фильм начинается с ослепительно белого снега, по которому скользит на горных лыжах хрупкая девушка. Остановка у туалета. Ее спутник приоткрывает дверь, убеждается, что там никого нет, пропускает свою спутницу внутрь. Но потом в домик заходит еще одна лыжница. "Меня похитили. Помогите мне. Я – Наташа Кампуш", - говорит девушка. В ответ - недоуменный взгляд и ответ на русском языке...
Диалогом эта сцена будет дополнена позже. А в начале - лишь намек. Белые горы вокруг, ощущение безграничной свободы и невольный вопрос: почему не воспользовалась этим реальным шансом Наташа Кампуш? Почему не умчалась на лыжах от своего мучителя, не позвала на помощь, ведь кругом были люди? Подобные вопросы еще будут возникать по ходу фильма.
Не поймите превратно. Фильм не упрекает свою трагическую героиню в безволии. Наоборот. Фильм показывает, как, вопреки всему, несмотря на отчаяние и безысходность, которые она пыталась прервать попытками самоубийства, Наташа Кампуш не сдавалась и крепла. Дожив до верного момента, они тихо ушла: "Было ясно… только один из нас выживет… И это оказалась, в конце концов, я… Не он".
Тихий омут
Похититель не хотел денег за девочку. Ему была нужна она сама. Для нее он заранее вырыл под гаражом подземную темницу, в которую вел узкий хорошо замаскированный ход. Матрац на полу, раковина на стене, унитаз, - вот и вся обстановка. Потом уже появятся стол, кровать, радиоприемник и что еще могло вместиться в этот подземный колодец.
Цель, с которой Вольфганг Приклопиль похитил девочку, проясняется по мере развития фабулы, но мотивы его остаются на уровне гипотезы. Недополучивший тепла от доминантной матери, опекающей одинокого сына и третирующей его за оставленные на столе крошки, осознающий, возможно, даже свое безумие, он компенсирует дефицит любви так, как считает возможным: похищает себе живое существо и формирует из него то, что ему нужно. Подчинение и контроль - две его парадигмы. "Он меня носил на руках и избивал ногами", - рассказывала реальная Наташа Кампуш. В фильме это тоже так.
Похититель, которого датский актер Туре Линдхардт играет как непроницаемого, нормального с виду, но жестокого бюргера, морит жертву голодом, избивает ее, добиваясь беспрекословного послушания, считает ее своим прекрасным творением, а себя чуть ли не богом. Когда девочка вырастает в подростка, он превращает ее в домохозяйку, разнорабочую и наложницу.
Добротное кино
Наташу Кампуш играют в фильме две актрисы. 12-летняя Амелия Пиджен из Англии, для которой это первая роль в кино, и она с ней справилась блестяще, уступает место, когда фильм совершает прыжок на четыре года вперед, 29-летней Антонии Кэмпбелл-Хьюджес, тоже из Англии. Нельзя сказать, что она похожа на реальную Наташу Кампуш, но сравнения абсолютно излишни при виде ее истощенного тела, ее выразительных глаз, ее сдержанной манеры игры.
Немецкий продюсер Бернд Айхингер (Bernd Eichinger), который не успел завершить работу над сценарием, скоропостижно скончавшись в январе 2011 года, хотел инсценировать похищение Наташи Кампуш как камерную драму с двумя протагонистами. Трудно сказать, насколько лучше или хуже был бы этот не снятый фильм. "3096" в постановке Шерри Хорман – это морально устойчивая психологическая драма с рядом интенсивных моментов, без режиссерских погрешностей и скандальных подробностей.
Своего рода побочная сенсация фильма – тот факт, что оператором его был Михаэль Бальхаус (Michael Ballhaus), супруг Хорман, который ради нее и ради, возможно, Наташи Кампуш вернулся из своего заслуженного отдыха на съемочную площадку. Фильму это явно не повредило.
Источник: Немецкая служба DW