BBC Україна на русском,
25 июля 2013, 15:07
На Одесском кинофестивале состоялась едва ли не самая массовая презентация украинского кино в истории независимости: десять полнометражных фильмов.
Четыре из них - "Креденс", "Delirium", "Не хочу умирать", "Параджанов" - участвовали в конкурсной программе, а последний получил награду.
По мнению кинокритиков, это - хороший момент для перехода от количества к качеству.
Общий художественный и технический уровень украинских лент кинокритики признают довольно низким.
В этом году в адрес организаторов поступило около 200 заявок на участие в национальном конкурсе, подавляющее большинство этих фильмов - короткометражки.
В различных программах четвертого кинофорума в Одессе было и десять полнометражных фильмов, созданных в Украине.
В конкурсе принимали участие четыре ленты - "Креденс", "Delirium", "Не хочу умирать", "Параджанов".
Например, два представителя программы "Одесские кинематографисты представляют" - "Волшебные истории: Эликсир доброты" и "Садом" - это любительские постановки, которые демонстрировали в наименее популярной локации фестиваля.
Еще одна одесская работа - конкурсный фильм "Не хочу умирать" документалиста Алисы Павловской - о жизни одесского андеграунда. Эта лента скорее "для своих", чем для массового зрителя, и ее критики называли одной из самых слабых на фестивале.
Другая "географическая" группа украинского кино имеет отношение к западному региону Украины - сразу пять картин связаны со Львовом или Карпатами.
Например, "Табор" Александра Балагуры является своеобразным продолжением одной из первых его картин об общине цыган в Закарпатье и демонстрирует фрагменты неизвестной для украинцев Украины.
Жизнь соотечественников и их проблемы изобразил и Валентин Васянович, чей второй полнометражный фильм "Креденс" стал фаворитом зрителей фестиваля и получил специальный приз от международной организации кинопрессы.
По сюжету, драма виолончелиста Львовской оперы Ореста и его семьи разворачивается в зимнем Львове накануне Рождества. В ней есть место юмору, семейным распрям, сексу и конфликту поколений, что делает ленту типичным кино для зрителя.
О новой тенденции национального кино побудили заговорить две жанровые картины, представленные братьями Алешечкиными и создателем противоречивого фильма "Штольня" Любомиром Левицким (Кобыльчуком).
"Ломбард" последнего - это попытка дать украинский ответ британской криминальной комедии. В работе режиссера прослеживается стилистика первых фильмов Гая Ричи и продолжение попыток переносить чужой материал на украинские реалии.
А вот проект "Синевир", по словам кинокритика Антона Филатова, можно считать первым полноценным отечественным 3D-фильмом. Авторы ленты, говорит он, не только копируют голливудские молодежные хорроры, но и пытаются придать работе местный колорит.
Мода оглядываться на Запад вряд ли много даст для развития собственно национального кино, считает британский кинокритик и журналист Йен Смит.
"Меня удивляет, что в Украине не хотят делать собственный мейнстрим. Важным и нужным является кино различной тематики. Вашим кинематографистам надо искать собственное видение. Зачем создавать бледные копии Голливуда? Темы новых фильмов - в окружающем мире. Надо найти свой способ, а затем развивать его", - считает эксперт.
Иной была реакция на фильм хорошо известной кинематографистка родом из Одессы - Киры Муратовой. Название ее нового фильма "Вечное возвращение" отсылает к творчеству Фридриха Ницше. По замыслу режиссера, актеры разыгрывают одинаковые сцены в различных вариациях и стилистике.
Ранее фильм был представлен на Римском фестивале, также он получил в России премию "Ника" за лучший фильм СНГ и Балтии.
Критики отмечают, что Киру Муратову трудно рассматривать в контексте современного украинского кино, поскольку как мастер она сформировалась еще в советские времена и продолжает снимать типичное для себя кино.
Едва ли не самый большой раскол по линии зрители-критики вызвала новая картина художника и режиссера Игоря Подольчака "Delirium".
Бессюжетный фильм о таинственном доме, в котором все медленно сходят с ума, смогли досмотреть далеко не все пришедшие на показ. Критики же, наоборот, остались в восторге от операторской работы и созданного режиссером мира.
По их мнению, фильм, снятый в сотрудничестве с Чехией и частично на деньги гранта Роттердамского фестиваля, доказывает, что украинцы способны создавать что-то действительно оригинальное и самобытное.
Но самым громким событием украинской части ОМКФ считают проект "Параджанов", созданный в сотрудничестве с Францией, Арменией и Грузией.
По словам авторов, они хотели подать фигуру Сергея Параджанова доступно для молодой аудитории. И именно поэтому в фильме так активно используют клиповую стилистику, стоп-кадры, а реалии советского Киева 1960-х переданы неправдоподобно.
Знатоки творчества Сергея Параджанова остались недовольны тем, как в фильме трактуют личность режиссера и особенности его творческого процесса.
Хотя в целом публика одобрительно восприняла фильм, получивший третье место в народном голосовании в международной программе, а также главный приз жюри в национальной программе. Теперь фильм ожидает прокат в четырех странах, причастных к его созданию.
Как заявил на лекции для молодых кинокритиков член жюри ФИПРЕССИ Гуннар Бергдал, из десяти снятых фильмов в мире семь являются плохими, два нормальными и только один - хорошим.
На Одесском кинофестивале украинское кино постоянно вызывало ажиотаж у публики. Например, во время показа "Синевир" в зрительном зале не хватило мест, и публика сидела даже в проходах. Это - хороший знак, считают отечественные кинематографисты: зритель, по их мнению, давно готов к своему кино.
Однако фестиваль не открыл новых имен - большинство фильмов были сделаны уже не дебютантами, что, по мнению председателя союза кинематографистов Украины Сергея Трымбача, можно объяснить спецификой кинопроцесса.
"В коротком метре молодой режиссер свободен от обязательств перед инвестором и зрителем. Но когда он начинает делать полный метр, хочется, чтобы у фильма появилась аудитория", - считает он.
Он убежден, что Украине необходимо делать как можно больше качественного жанрового кино, а не "социальной чернухи".
"Плохо не то, что социальное кино акцентировано на теневых вещах, плохо, когда только такое и будут снимать", - пояснил он.
Источник: BBC Україна